блог добрых психиатров

Будем пользу причинять да ласкам подвергать!

Previous Entry Share Next Entry
Ушибленные школьной программой
О.В.
dpmmax
P1010707.JPG

- Алло, здравствуйте! Тут неподалёку, вперемешку с птичьим клёкотом и ненавязчивым шёпотом ветра, будто озаряя багрянцем зеленеющие волны берёзовой рощи, обдавая жаром словно летнее солнце в разгар знойного душного июльского лета, испуская лёгкую дымку подобно поднимающемуся туману от раскинувшейся глади озера на рассвете, распугивая лесных обитателей - работящих бобров, мудрых ежей и беззаботных свиристелей, догорает дом-музей Пришвина. Нет, высылать машину теперь уже не нужно(с)


Смех-смехом, а помню, что нравился мне очень этот стиль, примерно этак в бытность мою в начальной школе. Даже сочинения в подражание ему писала, провоцируя учительский экстаз. Недолго, правда. В зиму моего четвертого класса, мама в ВАЗовской библиотеке, подкупив какими-то немыслимыми благами библиотекаршу, выпросила у нее в обход многокилометровой очереди «Мастера и Маргариту». На три дня. Она читала днем, урывками, на работе. Моими были ночи. Какой уж тут сон, когда такое счастье привалило. И понеслось: «тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...» Мой любимый отрывок до сих пор. И дальше, книги из домашней и других библиотек прочно преобладали в моем выборе, предлагаемое школьной программой с ними не особо конкурировало. Хотя последние порой на какое-то время меняли приоритеты.

Помню, изучали русские былины и я понеслась лопатить разный эпос, прочно осев на «Калевале». В пятом классе пошли пьесы и были перечитаны все запасы Мольера и Шекспира. Вот «Декамерон» от меня спрятали(. На Пушкине я засела надолго — у нас было полное собрание сочинений. Сказочные были дни, да. Грибоедов вызвал восторг, Тургенев — недоумение, Чернышевский — оторопь с резким отторжением.

Единственное произведение из школьной программы, которе я не смогла заставить себя прочитать. Сочинение по снам Веры Павловны написала по услышанному на уроке, заставить прочитать себя не смогла. Достоевский на какое-то время подвинул запойно читаемого мною на тот момент Диккенса, но потом отступил, не выдержав конкуренции. Есенин властвовал пару лет, даже в институт ехала с томиком его и Блока. «Да, скифы мы! Да, азиаты мы!» Обожаю. «Вы помните, вы все, конечно, помните.» - помню, конечно, до сих пор. Маяковского простила после поэтического вечера, на котором приглашенный актер читал про звезды, которые зажигают, потому что это кому-то нужно.

А потом — тарарам — и на лето после восьмого класса нам задают прочесть «Войну и мир». И вот уже тридцать с лишним лет, каждые четыре года, мой организм требует повторения банкета. И раз в четыре года я снова начинаю чтение с Анны Павловны Шерер и ее салона, не торопясь, смакуя удовольствие, постепенно подбираясь к особо любимому четвертому тому. К чему вспомнила? Да вроде как раз очередная четырехлетка на исходе, пора).

Вот так и живу, ушибленная школьной программой. А вас как, что-нибудь задело? Ну хоть рикошетом?


Recent Posts from This Journal

  • Предостережение. Оно же оправдание

    Попытки найти в приведённых ниже байках признаки нарушения врачебной тайны, этики, а также прав пациентов столь же бесплодны, сколь и опасны для…

  • И снова субботняя пирожковая.

    Давно этого не делал, а ведь уже успело накопиться, напечься, да и у кого-то из вас, поди, свои запасы имеются. Поэтому поделюсь своими…

  • Кто заказывал устрицы?

    Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел... © М. Жванецкий. Когда-то мне было жутко интересно узнать, каковы они…

  • Хочу на землю

    Все-таки после отпуска тяжело возвращаться к работе. Еще труднее, когда на работе на тебя сваливаются три ставки. Как-то раньше оно полегче…

  • Чтобы не влететь со сделкой

    Сегодня в топе прочёл статью прекрасной s0no о новом виде квартирных мошенников: https://s0no.livejournal.com/305404.html О так…

  • Безотцовщина

    Одного из наших докторов подвело здоровье. Серьезно подвело, надеемся, что все обойдется, но на пару месяцев минимум человек из строя выбыл.…

  • Чужие дети, кошачьи роды и другие улицы

    Что у нас происходит быстро? Кошки рожают? Да, возможно. Говорят ещё, чужие дети тоже быстро растут. Субъективно, конечно, но тоже верно.…

  • Мифы о психиатрии, часть 1

    Мы с вами уже однажды занимались сбором мифов, легенд и прочих страшилок про психиатрию: http://dpmmax.livejournal.com/451331.html И в блоге…

  • Карта, деньги, три ножа

    Занятно наблюдать за тем, как тасуются карты генов, которые мироздание сдаст при рождении твоего ребёнка. Это — от папы, это — от…


promo dpmmax july 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

осталась в памяти пара книг, но увы они были не по программе, а по личной рекомендации учителя))) Кобо Абэ " Женщина в песках" и невероятный Гарсиа Маркес.

О да, Маркес...

Боже мой!!! "Сны Веры Палны!!", меня уж передернуло немного))))

"Обрыв" Гончарова. В программу он не входил, читала его во время подготовки к филфаку. Помню искреннее изумление: классика может быть интересной! До сих пор этот текст любимый у Гончарова и из русской литературы вообще.
На втором месте у него же - "Обыкновенная история", а вот "Обломов", даже перечитанный во взрослом возрасте, не пошел совершенно.

А я с интересом его "Фрегат Паллада" прочёл.

"Лев и собачка" Л.Н. Толстого.

хочешь, чтобы дите чето возненавидело - заставь его это прочитать.
до сих пор ненавижу "войну и мир". в школе не полезло, училка заставила. все, теперь я поклонник толстого, чтоб ему черт в аду спички подавал.
зато то что сам читал охотно - от гаррисона до булгакова - все было мимо скучной школьной программы.
некраааасов....господи, да кому он интересен? у него же одно нытье и слог ужасный.
гоооооголь. сюжеты есть, написано просто отвратно. просто классик и все.
детям вся эта херня неинтересна. ее и во взрослом возрасте сам читать не особо разбежишься. ну фонвизин. а почему державин есть, а тредиаковского нет? а катаев был в школьной программе? а крапивин?
почему нещасный ребенок должен читать не сабатини (что ему будет интересно и понятно), а войну и мир, в которой и взрослые не разбираются толком? или анну каренину?
патамушта классека. и возле птицы.

Мы старшую дочь, когда она была ещё классе в четвёртом-пятом, подсадили на Гарри Поттера. А потом объяснили, что есть ещё более интересные вещи - Макс Фрай, Громыко, Пехов... И пошло-поехало))

На "Герое нашего времени" Лермонтова удивленно поняла, что и в школьной программе есть что читать)).
Понравились: Лермонтов, Достоевский, Булгаков, Маяковский, Есенин, Гумилев.
Читабельны без отторжения и с толикой интереса: Толстой, Куприн, Тургенев
Не пошли никак у меня: Гоголь, Чехов, Горький.
Гоголь вообще категоричное нет.
Чехов вгоняет в депрессию.
Горький - читала его "детство", "мать".. Ну.. Не нра.


Да! Как же я мог забыть - "Герой нашего времени".
Когда прочитал, а потом "проходил" в школе, сильно дивился, что про "лишнего человека" - это все, что программа оттуда выудила.
Там все гораздо глубже, сложнее.

Пушкин потряс. Лирика, "Борис Годунов", "Маленькие трагедии". До сих пор поражаюсь, как он ухитрялся так расставить слова.
В 9-м классе прочитал "Преступление и наказание". Произвело такое впечатление, что ломанулся читать непрограммное - "Карамазовых", "Идиота", "Игрока", "Белые ночи" и т.д.

Эти двое "программных" остались со мной на всю жизнь.

Уже во взрослом возрасте наткнулся на "Зеленый шум" Некрасова, который был в школьной программе. Наконец, понял, о чем это. Офигел.
В армии прочитал Тургенева "Первую любовь". Поскольку незадолго до этого был свидетелем практически такого же (с поправкой на эпоху, естественно) сюжета в реальной жизни, торкнуло не по-детски.

Вообще, во взрослом возрасте решил для себя, что школьная программа по литературе - это знакомство с ней. То есть, не обязательно ребенку все понимать. Потом вспомнишь, перечитаешь, поймешь, проникнешься. Главное, чтобы было что вспоминать.

Всё верно, именно знакомство. Чтобы потом уже совершенно по-другому, с другим взглядом прочесть - и поразиться, сколько же на самом деле тут мыслей и чувств.

Как раз Чернышевский и задел - едва ли не больше прочего поименованного (литературу, рекомендованную на лето в начальной школе, упоминать не буду - хотя до сих пор многое советую знакомым с подросшими детьми. "Девочка в бурном море", "Голова античной богини", "Стрелы над крепостью"... Эх.).

Бог с ними, со снами Верочки - чего только не пригрезится юной женщине с трудным детством и сложной личной жизнью. А вот какие-то мелочи, которые подмечены были почти с толстовской точностью (ну, покидайтесь тапками, если желаете, но вспомните эпизод с гипотетической девушкой, которая утром надела одно из двух имевшихся у нее платьев)...

Или, может, наложилось то, что параллельно "Маленькая хозяйка большого дома" была, с той же ключевой проблемой, но в "бохатом" антураже и с бедным решением.

В общем, за реабилитацию Николая Гавриловича ))) Он в романисты и не лез, в чем сам признавался. Прямо в этом тексте и признавался: "У меня нет ни тени художественного таланта. Я даже и языком-то владею плохо. Но это все-таки ничего: читай, добрейшая публика! прочтешь не без пользы. Истина - хорошая вещь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей. Поэтому я скажу тебе: если б я не предупредил тебя, тебе, пожалуй, показалось бы, что повесть написана художественно, что у автора
много поэтического таланта. Но я предупредил тебя, что таланта у меня нет, - ты и будешь знать теперь, что все достоинства повести даны ей только ее истинностью." ))))

А для социального памфлета - великолепная вещь.

Мастер и Маргарита в выпускном классе школы - это была любовь с первого взгляда. Когда пришло время писать выпускное сочинение по литературе восторгу не было предела, т.к. была тема по этому произведению, кроме того тут же вышла песня Арии Бал у князя тьмы. Экзамен превратился в какой-то невероятный творческий порыв, в голове звучит песня и строчки Булгакова, все мысли с трудом умещаются в нужное количество страниц. Результат естественно на отлично. Это был лучший экзамен в жизни :)


Нет, школа каторгой была для меня, рисование только нравилось (на выставку мои художества отправляли), библиотека домашняя рулила, глотал книги пачками.

Домашняя библиотека действительно рулила.

В первом классе на уроках "внеклассного чтения" мы читали "Хоббита" (1980й год!), толкинизм настиг меня через 13 лет.
Из того что ушибло - Достоевский и Булгаков (Мастера уже в школе проходили в разгар перестройки). И сразу отхлынуло, пытался возвращаться к ним обоим, не идет. Исключения составляют только Булгаковские рассказы и Село Степанчиково и его обитатели.
Войну и мир все собираюсь прочитать второй раз после школы, но пока не спешу - время еще есть)))

Вам повело))

Удивительно, редко встретишь такого человека.
Большинство говорят, что Достоевский скучно, а Толстой графоман, а Тургенев устарел.

Ну да, только в МиМ это место и понравилось. Книг перечитал вагон, больше нравилась фантастика за полет мыслей и идей. А в 14 лет у бабки в деревне прочел Евангелие - вштырило не по-децки. Потом только про богов всех времен и народов читал.

А как красиво Калевала написана...

Читал очень много, но не из школьной программы. Из-за какой-то подростковой вредности. Дурак в общем был. Или учителя гнусные - не то что не смогли заинтересовать, а оттолкнули.

Может, пафосом и оттолкнули...

В основном, школьная программа вызывала отвращение и омерзение. В современных книгах, которые можно читать для удовольствия (суммарно несколько штук на русском в хороший год) так не пишут.
И хорошо, что не пишут.

Да сейчас и весь литературный рынок качественно по-иному выглядит.

я в детстве все прочла ДО того, как это начали читать по школьной программе.
"Войну и мир", "Анну Каренину" прочла наверно лет в 12. И "Войну" читала охотнее, поскольку тогда сильно увлекалась военной историей. Драмы у Анны особой не обнаружила, поскольку не понимала ее душевных метаний. Из школьной программы почерпнула для себя Гумилева.

Со школы ненавижу Достоевского.Ну, убейте меня."Война и мир", прочитанные в 12 лет запоем-любимы до дрожи душевной.А вот вы не упомянули Чехова! Чеховские рассказы мед, сахар и услада моих 13 лет! А Тургенев? Ну, очень нраивлись его "Отцы и дети" И "Рудин" И "Накануне". Но перечитываю часто и наизусть-только "Мастера и Маргариту". Поэзию любил папа.И божественно читал Маяковского.Люблю с малых лет. Ахматова, Цветаева, Гумилев, Пастернак.Но хочу сказать, что люблю все, что читала ДО изучения в школе.Если знакомилась в школе-все....любви не будет.

Меня как раз Чернышевский и задел. Основная мысль там - не надо мучить друг друга, если хорошие, но слишком разные люди оказались мужем и женой.

Но он все же больше публицист, нежели писатель.

Пушкин, "Я Вас люблю, хоть я бешусь...", Повести Белкина, Маленькие трагедии, т.е. то, что кроме программы :)))))
Достоевский - "Идиот" и "Бедные люди", "Преступление" вообще не пошло (сын обозвал его "Родионище с топором")
Гоголь - Диканька, конечно, страшилки всякие :))
Про Веру Павловну помню только, что сливки она уважала и чай пила только чтобы сливочек побольше :))) Ну и спалось ей после того тревожно :))) А, еще недойог Рахметов на гвоздях спал :))
Некрасов - абсолютно мимо.
Гончаров - в школе бесцветно, но потом...
Толстой - читала, слушала... не мое :)
Чехов - злой он, даже когда вроде как смешно.

Булгаков в наше время читался "самиздатовский", но на Таганке был фантастический спектакль "Мастер и Маргарита" со Смеховым, Славиной, Шацкой, Смирновым, Шаповаловым, Ронинсоном... Из текста самое любимое - "В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой..." Завораживает :)

А с недавних пор приладилась слушать радио "Звезда", они с 19.30 и до 7.00 читают книги разные. Внезапно открыла "Фрегат "Паллада" :)

Это только о программных классиках. Всякого прочего читала немеряно :)))))

Edited at 2017-09-13 08:00 am (UTC)

Мм, Фрегат Паллада - я его в школе с удовольствием читал, очень оказалось интересно)

Школьную программу читала всю, но осела в голове только "Мастер и Маргарита". Вот это перечитываю до сих пор, примерно раз в год) Еще Гете "Фауст", но его нам помимо программы дали. Все остальное не зацепило. Из Куприна отлично пошла "Яма", но уже после школы. К моему стыду так и не осилила "Войну и Мир", единственная книга в моей жизни с которой вышла осечка. Пробовала начинать читать раза 3, но более качественного снотворного для себя я так и не встретила))) Возможно еще классика не улеглась так как в 13 лет ухнула с головой в фантастику и фэнтези. Где и пребываю поныне))

Ну мы сейчас тоже в фентези живём, можно сказать) Читаем запоем)

Евгения Онегина перечитываю время от времени и каждый раз тащуууусь.  Войну и мир читала с удовольствием и после школы неоднократно еще перечитывала. Хорошо, что напомнили,  надо бы опять почитать :) Мастер и Маргарита на душу мою тоже хорошо легли в свое время, тоже читала потом еще и еще.  Над Доктором Живаго, помню,  рыдала навзрыд. Все остальное по школьной программе прошло как то ровненько, без особых потрясений. Кроме Достоевского!!! Никак совсем не могла, заставляла себя. Читала строго сколько задано от одного абзаца до другого и сочинение писала потом на отвяжись, единственное было на четверку в моей учебной карьере )))


Ой, у Пушкина и сказки с удовольствием читаются - они вполне по-взрослому написаны))

Не задело)))) Хотя читаю всю жизнь много. В школе задел Шелдон и Роббинс., а еще- "Дневники Адриана Моула". Но это не из программы. Их читала ночами, потом, как зомби шла на уроки. А классика, как была для меня чересчур депрессивной, так и осталась....И вообще, я не понимаю, как можно детям читать ту же "Каренину"? Что они могут там понять в 15-16 лет? Я вот только в 35 прочитала.

Слишком взрослое и серьёзное произведение для школьника, согласен.

МиМ и я так читала. Из школьной программы - любовь на всю жизнь Грибоедов  и Лермонтов ор сих пор поражаюсь как они могли быть такими молодыми и такими зрелыми одновременно.


Да, это и меня удивляло.

Ничего. Молодую гвардию наизусть учили, такое было время. Врала, когда в комсомол принимали, что эта самая Молодая гвардия - моя настольная книга) А я читала тайком Жорж Санд, учительница дала.

И песню о буревестнике))

Я не осилила Обломова,хотя несколько раз честно приступала. "Преступление и наказание" урывками и кусками, очень уж было страшно. Зато "Войну и мир" читала и перечитывала, а в студенческие годы нашла на развале знакомый четырехтомник и купила вместо обеда.
А "Декамерон" спокойно взяла в библиотеке, никто не возражал :)

?

Log in

No account? Create an account