О примативности и лекарстве для страны
Что привлекает многих из неофитов и мимо пробегающих в психологии, социологии и прочих науках о человеке? Не в последнюю очередь — возможность и о себе узнать что-нибудь новенькое, и других разложить по полочкам и посчитать в слонёнках, мартышках и попугаях.
Да, создавая любую классификацию, её автор стремится прежде всего всё упорядочить, пусть ценой некоторого упрощения и даже обрубания того лишнего, что не вместилось в систему. Чем проще и стройнее классификация, чем она симпатичнее человеку, тем больше соблазн примерить её на всех окружающих. А уж если она ещё и до его мировоззрения достучалась... может получиться вполне по-губермановски, который писал, что «идея, брошенная в массы — это девка, брошенная в полк».
Этой историей поделился со мной один из коллег, а я поведаю её вам. Пётр Иванович (назовём его так) с психиатрией был знаком не понаслышке, пусть и не с юных лет. Паранойя подкралась к нему, как и положено, в той поре, когда всякому уважающему себя мужчине пора собирать некогда разбросанные камни и вести подсчёт выращенным сыновьям, посаженным деревьям, вырытым колодцам и построенным домам.
Причём подкосило Петра Ивановича именно его увлечение науками о человеке — как хобби, поскольку сам-то он в химпроме работал. И попался ему однажды на глаза «Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда» Анатолия Протопопова. И всё, пропал Пётр Иванович. Ну как пропал. Он продолжал пить-есть, ходить на работу, привычно слушать белый шум щебетания жены и даже вставлять дежурные «да, дорогая» и «нет, ну что ты!» в контрольных точках её монолога. Но понимание правоты автора книги просто сводило с ума.
Нет, не так. Оно ужасало. Ведь теперь-то всё встало на свои места и стало кристально понятным: и то, почему на своём заводе он так и не пробился наверх (как же, пустили бы его, низкопримативного, на свои высокие пальмы эти обезьяны-начальники!), и то, почему вся страна там, откуда ни один проктолог не достанет. Тут всё ещё проще: народ-то у нас неплохой, просто общая примативность зашкаливает: больше 50%, если верить надёжным источникам. Это, конечно, меньше, чем на Кавказе и в Средней Азии (там вообще до 80% доходит, ну чисто Бразилия!), но ведь и до Европы с её 20-25% далеко!
И не надо Петру Ивановичу втирать про то, что «примативность» — это не «обезьянистость», а что-то более политкорректное, вроде преобладания тех или иных первичных инстинктов: это именно то, что он хотел сказать. Не нужно усложнять, общий посыл ясен, как белый день: чем меньше в стране обезьян, тем страна живёт лучше.
Разобравшись с нашим вечным вопросом «кто виноват?», он приступил к второму — «что делать?». Ну так-то понятно: нужно снижать примативность страны. Но как? Физически? Мол, только массовые расстрелы спасут родину? Так это геноцид получится: шутка ли — уполовинить население страны! Опять же, вредно для обороноспособности. К тому же, разовой ампутацией проблему не решить: в Европе-то, вон, сколько веков этих высокопримативных вешали и казнили, пока нужных показателей добились? То-то. Нет, нужно что-то такое...
Химия же! — осенило Петра Ивановича. Ведь, по сути, психиатры уже имеют опыт работы с ограниченным контингентом! Всякие там буйные, психопаты, маниакальные товарищи — ведь назначают же им какие-то вкусные таблетки! Нейролептики и антидепрессанты он исключил из списка сразу: уж очень много всякого нехорошего про них в сети пишут. Нужно что-то такое. Природное.
Полгода ушло на поиски, и вот однажды наткнулся Петр Иванович на статьи про литий, про литиевые минеральные источники и про идею добавлять его в питьевую воду с целью улучшить психическое здоровье в масштабах целых городов. Почитал он про литий более внимательно и понял: вот оно, решение. Готовое. Опять же, лития в стране просто завались. Не только на батарейки хватит.
Спалился он на эксперименте. Решив, что начинать надо с малых групп, Петр Иванович купил пару баллонов пива, добавил туда карбонат лития, позаимствованный у знакомого биполярника (всё как положено, дозу рассчитал, предварительно растворил) и отправился угощать соседа-психопата. Сели во дворе, разлили по пластиковым стаканчикам — а там и остальная выборка подтянулась. Чисто полюбопытствовать — и кто это у нас тут такой щедрый? Ну Пётр Иванович им и признался — мол, исследование провожу. И рассказал о примативности, судьбах родины и роли собственной личности в её истории.
Если верить протоколу полиции, драка началась после фразы Петра Ивановича «Если вы все такие высокопримативные, то почему вы все такие низкоранговые?» А уже в отделении, выслушав всех участников, полицейский спросил автора эксперимента — сам он до психиатра доберётся, или его подвезти? И да, пусть скажет спасибо, что те самые высокопримативные не додумались накатать на него телегу, как на отравителя.
Вот так и состоялось его первое знакомство с психиатром. Тот оказался человеком понимающим и не вредным, но подхватить знамя борьбы с высокими показателями примативности по стране отказался, сославшись на осторожное отношение к теориям и общую аполитичность. И Петра Ивановича сумел... не то чтобы переубедить, но хотя бы предостеречь. Мол, вспомните хотя бы про то, сколько бед наделала изначально нейтральная идея о прибавочной стоимости. Так, может быть, уже хватит экспериментировать в нашей отдельно взявшейся стране?
***
Напомню, что четвёртая книга психиатрических баек уже вышла в печать.
P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное — внимательный и корректный психиатр — обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации — большинство коллег ведут онлайн-приём.
P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене — вдруг кому удобно смотреть их там
Journal information
- Current price700 LJ Tokens
- Social capital15 351
- Friends of
- Duration7 hours
- Minimal stake700 LJT
- Rules
- View all available promo