Германские философы в германской же психиатрии конца XVIII — начала XIX века

Наррентурм на одной из старинных гравюр
Наррентурм на одной из старинных гравюр

Продолжу знакомить вас с историей психиатрии. Где мы там остановились? В лучших дурдомах Линкольна и Ханвелла? Вернёмся же снова на континент - правда, уже не во Францию, а наведаемся к их заклятым друзьям, немцам. 

Надо сказать, на фоне англичан и французов достижения германской психиатрии, медицины в целом и науки вообще, если брать в глобальном плане, были более чем скромны. Да и сама Германия переживала не лучшие времена. Почему? Так и хочется процитировать Михаила нашего Константиновича:

«А тут ещё разрозненные княжества,

Хронический во всём недопочин.

Прибавь сюда моральное убожество,

Подклей феноменальное невежество.  

Учти радикулит и скотоложество,

И мало не покажется причин»

Нет, не надо понимать буквально, но общий настрой передаёт. Можно сколь угодно громко называть себя Священной Римской Империей, но сильнее от этого станет разве что ЧСВ. На деле же — лоскутное образование, крепостное право, никакой сельхозинвентарь и ещё более никакая промышленность, торговля на уровне средних веков... зато пиво да, пиво хорошее.  

И если научную мысль тех же англичан и французов пинками подгоняла необходимость экономическая (да, и колонии тут играли не последнюю роль) и политическая (поскольку ин айнер гроссен фамилиен нихт клювен клатц-клатц), то немцы даже до любимой идеи Лебенсраум ещё не доросли. Потому и учёная немецкая братия пребывала большею частью в метафизических эмпиреях и лукаво, но беспредметно мудрствовала. То есть, поразмышлять, как устроен мир, что именно имел ввиду Господь, когда его творил — это пожалуйста, а вот как сделать, чтобы пейзанину пахать было сподручнее, что в землю сыпать, чтобы урожай побольше собирать, как обустроить отдельно взятое феодальное хозяйство — это увольте, не высокого учёного ума это дело.

Фундаментальную свинью землякам подложил гениальный Готфрид Вильгельм Лейбниц. Вот если бы он остановился на математике, логике, механике и физике... но не остановился же, в философию человека потянуло. В итоге явились на свет наброски «Монадологии», «Опыты теодицеи» - и немцы, очарованные великим соотечественником, свернули на метафизическую тропку.  

Готфрид Вильгельм Лейбниц
Готфрид Вильгельм Лейбниц

Даже в области психологии Лейбниц успел отметиться — мол, раз есть бесконечно, исчезающе малые величины в математике, так почему бы не быть подобным и в психической деятельности? Такие малые, что не достигают порога сознания. Ведь есть же психические процессы, которые осознаются нами чётко, есть такие, что осознаются смутно и наверняка есть такие, что происходят, но не осознаются вовсе. И такой исчезающе малый психический процесс, не осознаваемый нами, можно назвать малой перцепцией. Чувствуете малую перцепцию? Нет? А она есть. Вот когда таких малых перцепций наберётся в плепорции — тогда почуете. А до тех пор — никак, всё будет происходить, не долетая до порога осознания. Поэтому не удивляйтесь, если вдруг придёт нежданное ощущение или негаданная мысль. Это вы её не ожидали. А малые перцепции копились-копились да каак... ощутятся! Этими самыми малыми перцепциями Лейбниц заразил и Шеллинга, и Гартмана, и Шопенгауэра, да и Зигмунд Фрейд не увернулся, когда развивал идею бессознательного.

Можно сказать (с рядом допущений, конечно), что именно Готфрид Вильгельм Лейбниц определил типаж будущего немецкого психиатра на ближайший к нему век:  скорее философ и метафизик, нежели практик-экспериментатор.

Иммануил Кант
Иммануил Кант

Следом за Лейбницем свои теоретические соображения относительно душевных болезней и психической деятельности в целом изложил (всё так же по-немецки обстоятельно и основательно) Иммануил Кант. Не выдержала душа автора «Критики чистого разума». Сам ведь предостерегал — не нужно грузить науку идеями чисто умозрительными, априорными. Но голова оказалась предметом настолько тёмным, что в своей «Антропологии» он предложил отдать судебно-психиатрическую экспертизу в распоряжение философского факультета, знаменитого как раз не столько практическими наработками, сколько умозрительными выкладками и априорными идеями:

«Если человек преднамеренно причинил другому несчастье, и возникает вопрос, виновен ли он, и в какой мере, т.е. если надо установить, был ли он в эту минуту душевнобольным или душевноздоровым, – тогда суд должен направить это дело не на медицинский, а на философский факультет. Вопрос, обладал ли обвиняемый при совершении преступного действия способностью суждения, есть вопрос всецело психологический»

Представляете? Это как если бы махнул Родион Раскольников топориком, повязали бы его потом да привели бы на комиссию, дабы определиться, порешил ли он старуху-процентщицу в раздрае эмоций, смятении духа и съезде глузда, или же расчёт холодный имел — а на комиссии сидят Лев Николаевич да Фёдор Михайлович, чай из блюдец пьют, баранками закусывают, о добре и зле рассуждают... 

Не представляете? А между тем к Канту прислушались, и в течение ряда лет люди, скажем так, медицине не сильно близкие, старались, излагая свои мысли о природе помешательства, участвовали в таких вот судебных экспертизах, на полном серьёзе рассуждали о причинах безумия и даже назначали лечение! Ну и на кафедрах преподавали науку о душевных болезнях.

Классификацию психических болезней, к слову, Кант тоже предложил. Ну ещё бы. Чтобы у этого гиганта мысли да не было соображений, по каким полочкам виды безумия распихать! В той же своей «Антропологии» он делит все помешательства на три вида: беспорядочное, методическое и систематическое. Красиво? К беспорядочному помешательству Кант относит маниакальные и аментивные состояния, протекающие с быстрой и непредсказуемой сменой мыслей, устремлений, с отвлекаемостью и бессвязностью в мыслях; к методическому помешательству — бредовые синдромы при непомутнённом сознании (да, и бред преследования, и бред отравления, и много других его видов); к систематическому же помешательству были отнесены, под ярлыком расстройств разума, всякие безудержные мудрствования, поиски квадратуры круга, изобретение perpetuum mobile и прочие потуги.

В следующем посте пройдусь ещё немного по теоретикам и перейду к практикам.

***

Напомню, что четвёртая книга психиатрических баек уже вышла в печать.

P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное — внимательный и корректный психиатр — обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации — большинство коллег ведут онлайн-приём. 

P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене — вдруг кому удобно смотреть их там

promo dpmmax march 15, 09:29 40
Buy for 700 tokens
Думаю, имеет смысл написать вкратце о том, какие книги уже написаны и повеселить мироздание своими планами на те, что ещё в проекте. Пусть будет этакий короткий вадемекум. На самом деле их меньше, чем на заглавном фото — строго говоря, всего-то семь. Четыре…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded