Как германские психиатры XIX века впервые паранойю нашли

Продолжу рассказ об истории психиатрии. Помимо необходимости организовывать психколонии, чтобы хоть как-то разгрузить психиатрические лечебницы, такой активный приток душевнобольных отовсюду, где бы ранее их ни содержали, дал ещё одни примечательный эффект. Всё строго по законам диалектического материализма, и я имею ввиду закон перехода количества в качество. В данном случае — количества клинических наблюдений в качество выводов, которые стали из этих наблюдений делать.
Недавние разброд и шатания, огромное количество классификаций, порой нелепых, и попыток объяснить себе и окружающим, откуда что берётся, причём объяснить, просто притянув за уши какую-нибудь философскую концепцию, наиболее импонирующую тому или иному доктору, постепенно стал сменять естественно-научный подход. То есть, вначале наблюдения, сравнение результатов, и только потом выводы.

В некоторой степени тон задал Вильгельм Гризингер, причём не только обратив внимание коллег на рефлексы головного мозга, как на основу всей его психической деятельности и работы вообще как таковой, но и чётко указав: мол, если видите проявления душевной болезни — ищите причину не в метафизике, не в неких абстрактных флюидах или дурном сочетании основных четырёх (по античным авторам) жидкостей организма, а в патологоанатомическом процессе в головном мозге. И если вы этого суслика там не находите — это ещё не значит, что его там нет, просто либо вы плохо ищете, либо на современном этапе развития науки и медицинской техники это невозможно рассмотреть. Пока невозможно.
И уже вскоре стало хорошим тоном описывать те или иные клинические формы, основываясь на солидном количестве клинических же случаев и наблюдений- как собственных, так и других коллег.
Вот возьмём, к примеру, паранойю. Чтобы было понятно, о чём пойдёт речь, я поясню вам своими словами, как она видится современному психиатру.
Главный и основной симптом паранойи — это бред. Уточню: бред первичный и монотематический. А теперь расшифрую, чтобы не вводить вас терминологией в глубокий транс. Первичный — значит, кристаллизовался из идей, суждений и умозаключений, когда засбоила вторая сигнальная система. То есть, он не был навеян ни голосами в голове (эти могут нашептать что угодно — и коварные планы соседей выболтать, и ношу Метатрона на себя взвалить), ни депрессивным настроением, когда любой почувствует себя ничтожеством, и вполне может решить, что сам же в этом состоянии и виноват, ни маниакальным состоянием, когда рытьё второго Панамского канала сапёрной лопаткой не кажется такой уж невыполнимой затеей. Просто взял — и возник сам по себе. И не сопровождается ни галлюцинациями, ни сколь-либо заметными колебаниями настроения, ни какими-либо другими выраженными психопатологическими симптомами. Если не вдаваться в подробности, то можно сказать (с некоторыми оговорками, как всегда), что бред — это основной и чуть ли не единственный симптом паранойи.
То, почему его называют первичным, я объяснил. А что такое монотематический? Да всё просто: одна тема, без растекания мысью по дереву. Без присоединения других бредовых идей. Если уж изобретательство — то без слежки со стороны спецслужб. Если бред ревности — то без бреда преследования. Иными словами, у такого бреда нет экспансивности: сидит он в рамках своей темы — и во владения других тематик не вторгается. Но зато сидит крепко, как пулемётчик в ДОТе на линии Маннергейма, и фиг его оттуда отковыряешь. Между прочим, не только убеждениями: медикаментозным бомбардировкам этот бред тоже стойко сопротивляется.
В отличие от шизофрении, при которой, помимо бреда и галлюцинаций, прогрессируют так называемые негативные симптомы, меняя саму личность человека, при паранойе личность практически не затрагивается. Нет исхода в эмоционально волевой дефект. Да и в разговоре параноика далеко не всегда можно вычислить: с виду обычный человек, вполне себе здравомыслящий. Но — до тех пор, пока речь не зайдёт на тему, имеющую отношение к его бреду. Стоит её коснуться — и всё. Человек поплыл. Или погнал. В общем, быстро не отвяжетесь. А если начнёте переубеждать, то ваши же контраргументы будут им использованы, как подкрепление собственной правоты: мол, видите, вы сами своим недоверием и своими высказываниями убеждаете меня в том, что всё это неспроста. Иначе с чего бы вам так рьяно со мной спорить? Мало того, пытаясь спорить и опровергать, вы рискуете быть включенным в бредовую систему параноика.
Тогда же, в середине XIX века, германские психиатры стали обращать внимание, что есть такая группа помешательств, когда главным проявлением болезни является бред - неважно какого содержания, но именно этот бред порою и представляет единственное, чем сумасшествие у данного конкретного пациента себя обнаруживает. Наблюдение за такими больными в течение многих лет показало, что иногда с бредом соседствуют и галлюцинации, иногда такое помешательство быстро переходит в неизлечимое слабоумие, но бывают и случаи, когда в картине болезни есть только бред, и только на одну тему, и тогда пациент живёт себе годами, не обнаруживая более никаких дефектов психики.
Германские психиатры, ничтоже сумняшеся, даже обозвали эту большую группу заболеваний (включив в неё все вышеперечисленные формы) Verrücktheit — то есть, сумасшествие.

Тут, справедливости ради, стоит сказать, что и французы тоже заметили в ходе наблюдения за своими французскими сумасшедшими нечто подобное, и в 1852 году ученик Эскироля, Эрнест Шарль Ласег, описал часто встречающийся в клинической практике бред преследования. Его же именем (и благодаря тому, что именно он это выделил и описал) назван, кстати, и занятный синдром, встречающийся при истерии: Ласег обратил внимание на пациентов с занятной симптоматикой: пока их глаза открыты, они вполне свободно ходят, делают что-то руками - словом, никаких особых двигательных нарушений у них не наблюдается. Но это пока глаза открыты. Стоит же их закрыть или завязать - и всё, человека словно парализовало. Мол, я должен видеть, что делаю. Ну да бог с ними с истериками, вернёмся к нашим параноикам.

В 1863 году Карл Людвиг Кальбаум (тут я сразу анонсирую: именно он посвятит много времени изучению галлюцинаций, поделит психозы на органические — вследствие явного поражения головного мозга — и неорганические; это он подробно опишет кататонию и, вместе с Эвальдом Геккером, гебефрению) предложил назвать группу болезней, в которой превалирует бред, паранойей, от древнегреческого παράνοια— «безумие» или, если быть точным «околоумие».
Вообще в те годы в Германии большинство докторов сходилось во мнении, что бред при любых формах Verrücktheit — это такой вторичный, побочный продукт сумасшествия. Мол, сначала человека накрывает аффектом — манией там или меланхолией — а потом уже от такого настроения рождается бред. Или галлюцинации. Или галлюцинации и бред, это уж кому как именно не повезёт.

Но в 1865 году на съезде естествоиспытателей в Ганновере Людвиг Снелль (про Хильдесхайм и основанную им годом ранее психколонию Эйнум вы уже успели прочесть) делится собственными наблюдениями за обширным контингентом душевнобольных. И заявляет коллегам: kukische nichereit! © Видал я этот euer... unser... ihre Verrücktheit. И далеко не всегда вначале бывает меланхолия или мания, а потом уже бред. Бывает и бред без ансамбля. То есть, один, ... ну вы меня понимаете. Поэтому лично я понимаю под Verrücktheit такой вид сумасшествия, когда есть ложные идеи и галлюцинации, но нет мании и прочих видов душевного расстройства, и при Verrücktheit душевная жизнь страдает в меньшей степени, чем, скажем, при том же слабоумии или меланхолии. И я бы лично такие случаи объединил под названием «Мономания». Гризингер, ознакомившись с докладом, согласился, что коллега прав, и предложил назвать такую форму, когда бред возникает сам по себе, а не вследствие чего-либо ещё, «первичным помешательством» - Primare Verücktheit, или Primordial Delirien.
Снелль, согласившись, что можно эту болячку обозвать и так, вскоре пишет работу, в которой делит сумасшествие (ага, Verrücktheit) на первичные формы — в которых бред развивается первым и сам по себе — и формы вторичные, в которых всё начинается с мании или меланхолии.
Кое-кто из докторов, соотнеся доклад Снелля с собственными наблюдениями, находит, что и в самом деле что-то такое в их собственных наблюдениях и практике проскакивало. И через три года, в 1868 году, доктор Зандер пишет работу «Об одной форме первичного помешательства» в которой одним из первых после Кальбаума называет паранойю паранойей — вернее, «прирождённой паранойей», и описывает ряд наблюдаемых лично им случаев, когда бред у пациентов развивался не остро и в одночасье, а мало-помалу, «совершенно так же, как у других людей складывается их характер»
Вы уже успели запутаться? Ничего, сейчас я запутаю вас ещё больше. Вернее, предоставлю эту задачу Карлу Вестфалю. Замечательный доктор, поэтому позволю себе сказать несколько слов о его биографии. Но уже в следующем посте об истории.
***
P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное — внимательный и корректный психиатр — обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации — большинство коллег ведут онлайн-приём.
P.P.S. На площадке Sponsr (Тыц) — мои статьи, которых не было (во всяком случае, столь прицельно и подробно) и не будет здесь. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.
Journal information
- Current price700 LJ Tokens
- Social capital15 980
- Friends of
- Duration7 hours
- Minimal stake700 LJT
- Rules
- View all available promo