?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 

Cиндромы деперсонализации и дереализации. Встречаются при целом ряде психических заболеваний — как психотического спектра — например, шизофрении — так и при неврозах либо депрессии. Объединяет их одно: ведущим является при деперсонализации (лат. de, лат. persona — личность) ощущение изменения либо утраты собственного «Я», а при дереализации — нарушение восприятия реальности окружающего мира. Оба синдрома могут встречаться как вместе, и тогда речь будет идти о синдроме деперсонализации-дереализации, так и по отдельности.

 

Некоторые авторы, например, Ю.Л.Нуллер, предлагают не выделять дереализацию отдельно, а рассматривать её, как частный вариант деперсонализации (т.н. аллопсихическая дереализация). Это не меняет сути вопроса, являясь одной из точек зрения.

Синдром деперсонализации.

Обязательным, или облигатным симптомом будет являться собственно дереализация. В чём она проявится?

Прежде всего и чаще всего — это утрата либо изменение эмоциональной окраски, которая ранее сопровождала всё то, что человек делал, то, как воспринимал окружающий мир и результат своей деятельности: он теперь, вроде бы, и продолжает любить жену и детей — но не так, как раньше: не конкретно, а в принципе, а совесть щёлкает бичом и приговаривает — ай, какая сволочь, ай, какой нехороший мальчик! Он смотрит на красивую девушку, идущую мимо, любуется формами — но как-то всё неярко: ну, красивая, ну, формы, ну и всё, ни тебе подъёма в душе и прочих локализациях, ни тебе фантазий с собой в главной роли. Жена, правда, говорит, что это мудрость... да и прочие краски, запахи, ощущения и вкусы доносятся словно сквозь пелену. Или презерватив на всего любимого себя. Пресно, тускло и без той остроты, что придавала жизни вкус. И от всего этого плохо и больно — это ощущение называют болезненной психической анестезией, или anaesthesia psychica dolorosa.

Сами эмоции тоже меняются. Точнее, возникает ощущение, будто их яркость убавили либо вовсе отключили. Причём не только радость: гнева, печали, тревоги и тоски это тоже касается: вроде бы, они в общих намётках есть, вроде бы, формально человек понимает, что вот в этом месте нужно хлопнуть сервиз об пол, а вот тут уже пять минут как бить морду, но нужный настрой так и не появляется — и это гнетёт. Но опять же — так себе, даже не взвыть.

В более серьёзных случаях может меняться и само «Я», эта незыблемая, казалось бы, твердь, которой нипочём цены на нефть, смены правительств и глобальное потепление. Человек уже не чувствует себя прежним: у кого-то исчезла лёгкость и спонтанность на грани внезапности, и он сам себе напоминает станок на числовом программном управлении, заточенный под какую-то производственно-бытовую хрень, кто-то вдруг с ужасом обнаруживает, что куда-то запропастилась душа. Нет, когда она была, позиционировать он её не мог — ни в районе желудка, ни в аджна чакре, ни в предмете художественного вдохновения Фаберже, да и она себя особо никак не проявляла: не поражала широтой, не умиляла добротой, а вот поди ж ты — как только пропала, так сразу ощущается её острая нехватка. Кто-то вдруг понимает, что наблюдает за собой словно со стороны, как в компьютерной игре с хорошей графикой и отличным движком — вот только с сюжетом и выбором главного героя полный швах. Может вдруг ощутиться отсутствие мыслей — не отнятие, будто кто-то взял и забрал, как это бывает при синдроме Кандинского-Клерамбо, а просто отсутствие: не родятся, не климат им.

Иногда страдает чувство сна: вроде бы и спал, а ощущения, что выспался — никакого; чувства голода: ну, это как в классическом примере с зятем, который не поймёт после тридцатого тёщиного блина — то ли ел он, то ли не ел; чувство холода и жары: они есть, но доносятся словно издалека. Любопытно может меняться чувство времени: прошлого словно не было, а настоящее тянется словно сироп, местами умудряясь застывать до полной неподвижности.

Набор факультативных, или вторичных симптомов будет зависеть от того, в рамках какой болезни проявился синдром: может преобладать сниженное настроение вкупе с замедлением темпа мышления и заторможенностью движений — если деперсонализация депрессивная; может преобладать тревога и сильное внутреннее напряжение, если деперсонализация была ответом психики на сильную, выраженную тревогу; может сопровождаться эмоционально-волевым снижением (это уже из класса негативных синдромов, мы их ещё коснёмся) и особенностями мышления, характерными для шизофрении — при ряде её форм деперсонализация присутствует не столь редко.

Синдром дереализации. Далеко не всегда его наличие говорит о том, что пациент любит особые грибы, не менее особую траву или конечный продукт издевательства химиков над спорыньёй (хотя и они тоже бывают причиной подобной симптоматики, не без того). Он вполне может присутствовать при эпилепсии, при последствиях поражения головного мозга и при ряде других психических расстройств.

Основной симптом — нарушение чувства реальности внешнего мира. Окружающая реальность может прикинуться, будто совершенно с вами не знакома. Вы будете искать прежние краски — они будут либо слишком яркими, либо тусклыми. Вы будете искать объёмность и перспективу — вокруг будет паршивенькая диорама а-ля халтур-продукт. Город перестанет быть узнаваемым: вместо того, прежнего, кто-то понаставил декораций, а кое-где даже напутал с порядком их расположения. Солнце тоже на что-то подменили, причём явно сэкономили на ваттах. А главное — не у кого спросить дорогу обратно, в настоящее.

Память тоже может сыграть злую шутку, подсунув либо дежавю (чёрт, ведь это со мной уже было, и я даже могу вспомнить, когда, и даже что я тогда делал — вот-вот, сейчас — эх, ускользает, но всё равно — было, было!) или жамевю (а какого хрена они все делают вид, будто меня знают, причём не с лучшей стороны? Не было у нас с вами отношений, девушка, и нечего показывать на свой живот, это у вас газы!)

Факультативными симптомами могут выступать растерянность, страх, тревога, снижение настроения.

Оба синдрома, несмотря на замысловатость и неординарность, всё же поддаются лечению, что позволяет в итоге вернуть пациенту не только самого себя, но и знакомую реальность впридачу.

 


 

promo dpmmax july 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

Comments

( 332 comments — Leave a comment )
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
svinjulka
Jun. 16th, 2011 06:45 pm (UTC)
А вот если человеку все равно что есть, кушать то бишь, при этом человек понимает что что вкусно или наоборот невкусно - это тоже вариант болезненной психической анестезии?
kukabarraha
Jun. 16th, 2011 07:01 pm (UTC)
Не доктор я, но посмотреть могу (с) :)))

Ангедония - психическое состояние, характеризуемое утратой способности наслаждаться, радоваться. Потеря «вкусовых ощущений». Первый признак ангедонии – это безразличие к еде. (с)
(no subject) - dpmmax - Jun. 16th, 2011 07:04 pm (UTC) - Expand
kumir_millionof
Jun. 16th, 2011 06:47 pm (UTC)
прям про меня
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:04 pm (UTC)
Не может быть)
(no subject) - kumir_millionof - Jun. 17th, 2011 12:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - sasha_semen - Jun. 17th, 2011 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - navaja_ru - Jun. 17th, 2011 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mixaly4 - Jun. 20th, 2011 08:40 pm (UTC) - Expand
fyu_fyu
Jun. 16th, 2011 06:47 pm (UTC)
А отпуском в хорошем месте это лечится?
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:05 pm (UTC)
Не всегда.
ultybc
Jun. 16th, 2011 06:49 pm (UTC)
Вот зарекался же читать врачебные блоги.
Психическая анестезия прям про меня. Только она не болезненная, мне отсутствие чувств тоже побоку. Да и не было их после сопливого детства.
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:06 pm (UTC)
Плюньте и забудьте.
(no subject) - sasha_semen - Jun. 17th, 2011 07:15 pm (UTC) - Expand
talkingfisch
Jun. 16th, 2011 06:51 pm (UTC)
Cдается мне, Ю.Л. Нуллер мой случай счел бы безнадежным...
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:06 pm (UTC)
Это ещё отчего?
(no subject) - talkingfisch - Jun. 16th, 2011 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 04:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - talkingfisch - Jun. 17th, 2011 05:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - talkingfisch - Jun. 17th, 2011 06:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 06:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - talkingfisch - Jun. 17th, 2011 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 06:06 pm (UTC) - Expand
patubor
Jun. 16th, 2011 06:54 pm (UTC)
живот на живот...и всё заживёт ! :)
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:06 pm (UTC)
))))))))))))))))))
brook_in
Jun. 16th, 2011 06:56 pm (UTC)
я редко себя нахожу, но деперсонализация что-то похожее..
или это у всех шизоидов немножко?

а вот еще доктор, строчка БГ "я не могу принять сторону: я не знаю никого, кто не прав" -- это к какому синдрому? а то прямо моя :-)
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:08 pm (UTC)
Нет, не у всех, но не редкость.
А эту его строчку я бы больше отнёс к ананкастности)
(no subject) - muallaka - Jun. 16th, 2011 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 03:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - muallaka - Jun. 17th, 2011 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muallaka - Jun. 17th, 2011 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 06:54 pm (UTC) - Expand
ананкастности - kukabarraha - Jun. 17th, 2011 07:33 am (UTC) - Expand
Re: ананкастности - dpmmax - Jun. 17th, 2011 06:14 pm (UTC) - Expand
hroft_clone3
Jun. 16th, 2011 06:56 pm (UTC)
Не было у нас с вами отношений, девушка, и нечего показывать на свой живот, это у вас газы Надо взять на вооружение :)
Синдром деперсонализации. мне кажется очень похож на абсолютный по-изм (вставить буквы в зависимости от испорченности)

И как с таким борются?
"будем лечить вином, сигаретами, бабами"?
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:09 pm (UTC)
Смотря чем обусловлен - но чаще лекарствами)
(no subject) - hroft_clone3 - Jun. 16th, 2011 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 16th, 2011 07:24 pm (UTC) - Expand
olivia_burton
Jun. 16th, 2011 06:57 pm (UTC)
с учетом "анестезия психика долороза" как же дифференцируется такая деперсонализация от major depressive episode?
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:13 pm (UTC)
Есть у Нуллера интересный бензодиазепиновый тест, когда разово внутривенно вводится 30 мг диазепама. При депрессивном характере деперсонализации симптомы не изменятся, но человек, скорее всего, заснёт. При тревожной - уйдёт сопутствующая тревога и может улучшиться настроение, вплоть до эйфории. При собственно деперсонализации - пациент скажет, что к нему через 20-30 минут частично или полностью вернулись краски жизни и полнота ощущений.
(no subject) - dalekootmorya - Jun. 16th, 2011 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stannum99 - Jun. 16th, 2011 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dalekootmorya - Jun. 16th, 2011 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 16th, 2011 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dalekootmorya - Jun. 16th, 2011 09:12 pm (UTC) - Expand
а что, НЕ ВСЕ заснут? - helka72 - Jun. 17th, 2011 10:07 pm (UTC) - Expand
Re: а что, НЕ ВСЕ заснут? - dpmmax - Jun. 18th, 2011 04:14 am (UTC) - Expand
Можно спросить? ... - stoykanaushah - Jun. 22nd, 2011 02:22 pm (UTC) - Expand
Re: Можно спросить? ... - dpmmax - Jun. 22nd, 2011 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olivia_burton - Jun. 16th, 2011 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 03:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - olivia_burton - Jun. 17th, 2011 03:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - narmiel_naisse - Jun. 16th, 2011 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dalekootmorya - Jun. 16th, 2011 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 03:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - talkingfisch - Jun. 17th, 2011 05:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - polosatik511 - Jun. 17th, 2011 10:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - talkingfisch - Jun. 17th, 2011 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - polosatik511 - Jun. 17th, 2011 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - talkingfisch - Jun. 17th, 2011 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sasha_semen - Jun. 17th, 2011 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - navaja_ru - Jun. 17th, 2011 10:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - Helеnа - Jun. 19th, 2011 11:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 20th, 2011 04:20 am (UTC) - Expand
kukabarraha
Jun. 16th, 2011 06:57 pm (UTC)
Это про такие состояния люди говорят: "Радости нет"?
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:14 pm (UTC)
не только, при депрессии они то же самое говорят
lepus_audax
Jun. 16th, 2011 06:59 pm (UTC)
Некоторое ощущение неполного описания, доктор.

Деперсонализация: встречалась жалоба на то, что вот смотрит человек в зеркало, а там ка бы он, а на самом деле — не он. Или вот, предположим, печатаю сейчас на клавиатуре, а руки-то чужие, не мои. Т. е. симптомы, непосредственно связанные с нарушением восприятия собственного тела.

Дереализация: солнце (небо, и т. д.) не просто подменили. Они вообще нереальны. Они снятся. И Вы, доктор, не обольщайтесь, Вы тоже снитесь :)
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:16 pm (UTC)
Ну, теперь практически полное))
(no subject) - lanka_supeop - Jun. 17th, 2011 03:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - lanka_supeop - Jun. 17th, 2011 06:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 17th, 2011 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solnca_85 - Jun. 17th, 2011 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - lanka_supeop - Jun. 17th, 2011 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - bigcitygal - Aug. 18th, 2011 02:16 pm (UTC) - Expand
ро - realmman - Mar. 10th, 2018 02:49 am (UTC) - Expand
samolet73
Jun. 16th, 2011 06:59 pm (UTC)
Хм, а если на работе брызжешь положительными эмоциями, обращаешь внимание на девушек, флиртуешь с секретаршей, работаешь вполне нормально, на своем обычном уровне - а вне работы краски и эмоции отключаются, это деперсонализация?
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:15 pm (UTC)
Нет. Если она есть, она затрагивает всё.
(no subject) - samolet73 - Jun. 16th, 2011 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 16th, 2011 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - samolet73 - Jun. 16th, 2011 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muiere - Jun. 17th, 2011 04:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - sasha_semen - Jun. 17th, 2011 07:42 pm (UTC) - Expand
ir_ma_ro
Jun. 16th, 2011 07:00 pm (UTC)
Хорошо... что это все не у меня )
Четко, ясно и образно написано. Спасибо!
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:16 pm (UTC)
Вот и отлично, что у Вас нет этого!
pingback_bot
Jun. 16th, 2011 07:05 pm (UTC)
No title
User iwsrus referenced to your post from No title saying: [...] Вот оно как называется, по-умному то — синдром деперсонализации [...]
kukabarraha
Jun. 16th, 2011 07:06 pm (UTC)
Доктор, а у меня бывает, когда очень серьезные проблемы и огорчения, то все другие эмоции отключаются, как будто бы на них оперативки внутренней не хватает, что ли. Вот только об этом и думаю, думаю,думаю, пока как-то не сгладится или не разрешится проблема. Мне идти сдаваться или это особенность характера?
dpmmax
Jun. 16th, 2011 07:17 pm (UTC)
Это всё в пределах нормы.
(no subject) - kukabarraha - Jun. 17th, 2011 07:34 am (UTC) - Expand
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
( 332 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com