Ипохондрические и сенестопатические синдромы. Это как Ленин и партия. Или дуалистическая сущность электрона. Одним словом, довольно часто где один, там и второй, хотя возможны варианты, в том числе и изолированно ипохондрический, и чисто (и вполне конкретно) сенестопатический синдромы.
Ипохондрический синдром. Название его происходит от греческого hypochondrion, то есть подреберье, где, по убеждениям древнегреческих медиков, и прячется душа. Оттуда же она имеет привычку ныть и там же болеть. Не путать: душа — слева, а у кого болит в подреберье справа — это печень, это от дозволенных излишеств.
При всём многообразии проявлений, облигатным, ведущим симптомом является одно: болезненная, до трясучки, забота о своём драгоценном здоровье, в симбиозе с гранитной уверенностью в том, что с этим здоровьем что-то не так. Поведение такого пациента можно сравнить с человеком, который поклоняется вечно недовольному, сварливому, всегда с похмелья божеству, доставая его своим молитвенным нытьём и удивляясь, отчего его так не любят — вон, опять ритуальный шлем оплавился... А божеству всего-то и надо было, что тишина и стопка водки. На алтарь, а не в себя, идиот!
В поисках болячек эти люди готовы обойти всех врачей, залезть не то что под томографы — под ультрамикротомы — ну ведь не может такого быть, что организм здоров! А чего же так отвратительно на душе и в организме? Нет, вы явно что-то скрываете — не зря у вас почерк неразборчивый и половина на латыни! Доктор, миленький, ну давайте проведём мааленькое контрольное вскрытие! Только наркоз помягче, а то он, говорят, вреден для здоровья...
Что самое интересное — неприятные ощущения и убеждённость в том, что с организмом всё плохо, крайне стойки и очень неохотно поддаются лечению, что убеждает пациента, что на самом-то деле самый больной человек в мире — вовсе не Карлсон. Мысли о здоровье приобретают характер сверхценных, а в ряде случаев достигают силы ипохондрического бреда.
Сенестопатический синдром. Его основа — сенестопатии (от греческих слов koinos – общий, aesthesis — чувство, ощущение, и pathos – страдание, болезнь). Термин предложен E.Dupre и P.Camus в 1907. Что он означает? Представьте себе, что вы забивали в стену гвоздь и не забыли стукнуть молотком по пальцу. Если опустить красочные эпитеты и не имеющие прямого отношения к делу, но от этого не менее эмоционально насыщенные речевые обороты, то остаётся следующее: конкретный палец, по которому ударили конкретным молотком, и этот палец вполне конкретно болит. Налицо этиология, патогенез и чёткая локализация болезненного процесса, с чёткими ощущениями. Так вот, сенестопатии СОВСЕМ НЕ ПОХОЖИ, за исключением, пожалуй, одного: они тоже тягостны и мучительны.
Во всём же прочем — ничего общего: локализация либо «где-то здесь», «вот-вот-вот, только что было тут, а теперь вроде как сместилось»; яркость — словно воспринимаемая через призму сознания, чуть матированная, сами ощущения — без той чёткости, присущей тем, что бывают от реальной болезненной причины, что довольно показательно прослеживается в том, как пациент их описывает: тут у него подёргивает, там булькает, вот здесь переливается и как бы при этом покусывает. В ряде случаев ощущения, напротив, довольно локальные и чёткие, но при этом настолько вычурные, что на их фоне комок в горле, камень на сердце и шило в заднице бледно выглядят и мелко плавают. Не хватает бантика сбоку до полной картины. И будьте уверены: хоть разбери весь несчастный организм по клеточке — вскрытие покажет, что пациент умер от вскрытия, а так — был вполне себе телесно здоров!
Ну и как, скажите, тут обойтись без сопутствующего ипохондрического синдрома? Как не озаботиться своим здоровьем, которому угрожает аморфно-анонимное нечто?
Факультативными симптомами для обоих синдромов могут выступать: субдепрессивное настроение (с чего бы ему быть хорошим, когда самый больной в мире человек столь долго и безуспешно ищет корень своих бед, а находит лишь хрен?), тревога, страхи, которые могут носить вид навязчивых и сопровождаться ритуалами (в том числе ритуальным обследованием и ритуальными капельницами — чисто на всякий случай), бессонница (заснёшь тут, когда там булькает, тут похрустывает, да еще и свистит, когда скрипеть заканчивает!), вегетативные расстройства — тахикардия, потливость, скачки артериального давления (не то, чтобы кризовые, но довольно неприятные по ощущениям) и прочее.
Journal information