Промахнуться мимо Аспендоса было просто нереально: на главной трассе воот такой указатель, где не только турецким по коричневому написано, но и стрелочка есть: направо, налево, под мост — и вы вот-вот будете на месте. Немного сбивают с толку рекламные вывески на подъезде к древнему городу: там отель «Аспендос», тут ресторан «Аспендос», чуть дальше и по просёлку пансион «Аспендос», вон в той забегаловке «Аспендос» пекут гёзлеме по древнеримскому рецепту. Что значит — нет такого рецепта? Древние, они всё знали, а потом нас научили!
Мы с Оксаной поначалу удивились: город , да ещё такой большой - и вдруг не на берегу моря! Но товарищ Мопс, видимо, знал что делает. Не зря же он был прорицателем. Море — оно не только источник свежжей рыбы, морской соли, ингаляционного иода и бонусов морской торговли. Это ещё и некультурные, зато хорошо вооружённые пираты с прискорбным недостатком уважения к чужой собственности. А на всё ближайшее побережье — ни бухты приличной, ни скалы для хорошего обзора. Зато в полутора десятках километров — и горы, и вода, и земли хорошей столько, что каждому желающему хоть по гектару под дачу давай, и ещё останется.
Мужик как в воду глядел. Или этиленом в Дельфах дышал. Город простоял от окончания Троянской войны аж до тринадцатого века, пока не пришли сельджуки — известные мастера по принудительному закрытию крупных населённых пунктов. Душно им, видите ли, стены давят.
Море, рыба, крабы... детство всё это! Собирательство, тут много ума не надо. А вот поставить лучшее на всю округу вино, вырастить породистую лошадь, отчеканить собственную монету — это круто, это верный признак развитого государства. А уж когда римляне, с их неуёмной страстью к бетонному зодчеству, всяческим удобствам и развлечениям, понастроили акведуков, фонтанов и расщедрились на театр и стадион... В общем, пиратов в город пускали только в качестве болельщиков и зрителей, сдаём сабли и абордажные крюки, вытираем ноги, критике искусства и спорта есть место, и это место — на городском кладбище.
За две с лишним тысячи лет активного градопользования кто только этим Аспендосом не владел: ликийцы, персы, всё тот же Александр Македонский с его страстью к экспансивному туризму и экспроприированной недвижимости... Потом были родственники Селевка, потом римляне, а потом и до сельджуков дело дошло.
Парковка перед театром смотрелась так аутентично, словно была задумана ещё при его постройке, для личного верхового и гужевого транспорта. Верблюдов, правда, было всего три, и все за оградой парковки. Нас активно приглашали сфотографироваться с ними, но мы вежливо отказались. Слишком глубокий сарказм сквозил в глазах потенциальных участников фотосессии.
Вход в театр сторожили местные кошки. Точнее, котята.
Поразило то, насколько основательно построен театр и как хорошо он сохранился. Невольно напрашивалось сравнение: что может остаться от современного города через тысячу-другую лет.
От театра мы прогулялись по тропинке вверх, мимо стадиона
к городским воротам.
Любопытно устроена система отвода сточных вод.
Потом пошли дальше, к громадному фонтану,
базилике (она же здание городского суда).
Можно было бы дойти до акведуков и моста через реку, но девчонки уже подустали. Они отправились обратно к театру (там во дворике можно было посидеть за столиками и попить что-нибудь холодное), а я ещё немного пофотографировал окрестности,
забрался на холм, примыкающий к театру,
а потом нехотя спустился вниз. Этот город за один день невозможно осмотреть так, как он того заслуживает!
Journal information