Помните анекдот, в котором автослесарь пеняет кардиохирургу — мол, мы с тобой выполняем одну и ту же, по сути, работу, но почему твоя операция стоит страшные килобаксы, а моя — смешные рубли? На что кардиохирург, усмехнувшись, заводит свою машину, открывает капот и говорит: не вопрос! Я тебе заплачу столько же, сколько стоит моя операция. Меняй клапана при включенном моторе!
То, что происходило в этом году в Самарской области, вполне можно сравнить с такой вот операцией. Правда, стоимость побольше, масштаб поширше, пациентов больше трёх миллионов — но смысл примерно тот же.
МегаФон менял оборудование. Глобально, на 900 базовых станциях, при этом ни на секунду не прекращая своей работы. Возможно, кто-то ощутил, что были моменты, когда связь сбоила. Мы с Оксаной тоже пару раз замечали, что, сидя в родном дурдоме в разных кабинетах, не можем дозвониться друг до друга, но списали всё на специфику места: у нас тут каналы связи с космосом и с всевидящим оком госдепа рубят, и глюк сотовой связи — такие мелочи на этом фоне! А причина оказалась намного прозаичнее, но при этом намного глобальнее.
Дело не в том, что «SIEMENS», который обеспечивал МегаФон железом для голосовой связи, перестал справляться с задачей — он справлялся лет четырнадцать, справился бы и ещё лет пять-семь. Просто для 3G и 4G+ закупали уже другое оборудование — от «HUAWEI», столь же надёжное, но более современное, компактное и более удобное для управления всей этой начинкой на расстоянии, из центра.
А теперь представьте ситуацию: 2G управляется одной программой, а 3G и 4G+ - другой. Неудобно, громоздко, и на стыке программ периодически возникают непонятки. А ведь любой смартфон и айфон — это как летящий в небе борт: он постоянно запрашивает диспетчера, что да как, в каком эшелоне идти, где снизиться, где повернуть. И диспетчер должен ответить быстро и чётко, без пауз при переключении между своими подразделениями. Так и здесь: чтобы не было задержек при переходе между 2G, 3G и 4G+, лучший вариант — это одно железо, управляемое одним софтом: поиск нужного варианта сети будет происходить без подтормаживания на «швах» между различными её видами.
Кроме того, МегаФон сработал на упреждение: он не стал ждать тех нескольких лет, пока старое железо начнёт сдавать, а рискнул, потратил изрядно денег (а ведь как раз в этот момент и начался кризис) — и к настоящему моменту практически завершил работы по замене оборудования. Причём, за исключением отдельных сбоев, абоненты этой масштабной работы не заметили. Это как если бы во всей области поменяли дороги на новые, с запасными полосами на случай увеличения плотности транспортных потоков — но поменяли так, что Дэвид Копперфилд прослезился бы от чистоты выполненного трюка.
Кстати, про запасные полосы я не просто так упомянул. Новое оборудование позволит, говоря техническим языком, увеличить ёмкость «голосовой» части связи — то есть, сколько бы ни строилось в ближайшее время новых домов и кварталов, мощности сети хватит на всех. И всегда — даже в новогоднюю ночь. Есть такой термин — успешность соединений. Не буду его расшифровывать, чтобы не перегружать вас определениями. Так вот, во всём мире для сотовой связи установлена планка в 95%. У МегаФона она была на уровне 97-98%, а после замены оборудования станет 99%. Обрывы связи, соответственно, станут менее 1%.
Что ещё даст переход на новое оборудование? Слепых зон станет меньше (мне, как охотнику, это прям рижский бальзам на душевные раны), звонить можно будет не только из лифтов и подвалов, но (уже проверено) даже из бункера Сталина. И любые новые фишки, которые появятся в мобильной связи, уже заранее будут обеспечены мощью железа и удобством софта нового оборудования.
Видите этот ящик на крыше?
Это и есть всё оборудование базовой станции. Раньше оно занимало внушительный шкаф основанием 3Х6 метров. А сейчас — вполне компактно, размером с холодильник. Но очень умный холодильник, в котором раздачей бутербродов с икрой, колбас и холодного шампанского можно управлять из центра. Вот такого:
Или из самого центрального центра, из ЦОДа:
Огромное спасибо Ане, которая организовала мне экскурсию на одну из базовых станций МегаФона!
Journal information