Ко мне на приём эпизодически приходит женщина. Когда-то я лечил её по поводу невроза, а потом она стала обращаться ко мне за советом по поводу той или иной сложной ситуации, коими так богата жизнь, особенно если это жизнь преуспевающего человека. В наших беседах речь неоднократно заходила об её знакомых, которые имеют пунктик на паломничестве по монастырям и святым местам и активно призывают её присоединиться.
Вообще складывается довольно занятная картина. Есть определённая категория людей, которые на протяжении ряда лет, что называется, кушали жизнь большой ложкой, делали себя и свой бизнес и на этом пути вели себя, как и принято в большом бизнесе — то есть, без белых перчаток и не особо извиняясь перед теми, кому на этой лестнице к вершинам обладания оттоптали ногу или голову — таковы правила игры. И вот определённая ступенька достигнута, и тут происходит переворот в мировоззрении, и тот, кто ещё вчера смотрел на Бога как на удачный и долгосрочный бизнес-проект церкви, кто твёрдо был уверен в том, что свой рай надо делать здесь и сейчас, а понятие души слишком эфемерно, чтобы включать его в договор или пришивать к делу, кто не стеснялся пригласить шамана, масона, колдуна вуду или потомственную гадалку — лишь бы заговорить бизнес на процветание, конкурентов на банкротство, а налоговую и проверяющих — на избирательную слепоту — вдруг прозрел и обратился к истинной вере! О чудо! Ну да, в перьях, с шаманским грибом и куклой вуду в руках. В чём причина столь скоропостижных и разительных перемен в мировоззрении, сравнимых по масштабу лишь с очередным приступом — шубом в течении шубообразной шизофрении? Отнюдь не болезнь, друзья мои. Страх.
Это страх потерять нажитое, спуститься хоть на полступеньки ниже, страх перед более молодыми и наглыми — эвон как прут вверх, ни стыда, ни понятий! Страх, наконец, что за все чудеса предприимчивости где-то там придётся ответить. Что надо сделать? Заручиться божественной поддержкой. На исповедь сходить? Без проблем; главное, чтобы у святого отца уши не опухли от откровений, да ещё директора охраны предупредить, чтобы не вздумал подчищать хвосты, а то неудобно получится. В монастырь съездить? Не вопрос, делаем окно в бизнес-графике и выдвигаемся колонной. Что ещё? Пожертвовать? А что так мало? Диктуйте реквизиты, бухгалтер запишет; кстати, не вздумайте его исповедовать, а то я за секьюрити не поручусь...И вообще, как жаль, что в такой уважаемой организации не налажена продажа индульгенций, мне бы абонемент приобрести, эх, мы бы развернулись!
Мою пациентку порою мучают похожие опасения и вопросы. Я уважаю её за то, что этот хрупкий человек просто верит в Бога, не пытаясь выторговать у него тендер, транш или местечко в партере рая. А вообще я согласен с мнением, что более всего Бог любит атеистов — они не достают его своими просьбами.
Journal information