Однажды услышал интересную формулировку от моего коллеги. Было это на какой-то конференции, которая в относительно недавние годы традиционно заканчивалась фуршетом. Народ собрался, усугубил, обсудил темы докладов уже в неофициальной обстановке, усугубил ещё, переключился на что-то гендерное, а потом, как водится, на политику. И тут коллега выдал: если вдруг вам кажется, что какая-то из инициатив высокого начальства крайне...хм...нелогична - не ищите логику. Ищите либо умысел, либо недомыслие, либо большие деньги.
Не так давно мы с вами обсуждали тему так называемого базового образования и дебилизации вкупе с албанизацией средней школы: http://dpmmax.livejournal.com/411486.html . И вот вчера прозвучала ещё одна новость. Точнее, не вполне понятная реакция на разумную, в общем-то, инициативу.
Ливанов, глава нашего минобрнауки, высказался в том ключе, что он не рекомендует ВУЗам принимать троечников (Пруфлинк: http://tass.ru/obschestvo/2557187 ). В принципе, вполне здравое высказывание, которое ещё лет двадцать назад не вызвало бы никаких возражений. Троечник? Да пожалуйста, двери училищ и ПТУ всегда гостеприимно распахнуты перед тобой! Если уж программу средней школы ты тянул абы как, то что говорить об институте, где учили не в пример жёстче. У нас в медицинском так вообще отсеивалось изрядное количество студентов на первом-втором курсе - и это те, кто таки сдал вступительные экзамены при конкурсе в двадцать с лишним человек на место!
Но тут же, как только министр изложил свою позицию, взвыло начальство вузов (http://www.rosbalt.ru/piter/2015/12/25/1475545.html): ах, ах, как так можно, у нас же не хватит студентов на все вузы! Читай между строк: на их платные отделения и факультеты. Кормовой базы лишают!
Следом взвыли родительские комитеты (http://rusnovosti.ru/posts/401655): караул! Наших альтернативно одарённых чад хотят лишить конституционного права получить высшее образование! А вы знаете, как сейчас трудно учиться в школе??? Как трудно получать хорошие оценки?
Ну хорошо. Что вы предлагаете? Снизить планку для школы и института? До уровня вспомогательной программы, по которой обучаются умственно отсталые дети? Да, такими темпами мы, конечно, получим всеобщее высшее образование в масштабах всей страны. Но долго потом ещё будем удивляться - а почему это наши ВУЗы больше не котируются в системе международного образования. И почему мы выпускаем из них таких специалистов, что оторопь берёт? Хирургов, которые будут гуглить в айфоне, как выполнить аппендэктомию. Конструкторов и инженеров, для которых ВАЗовская "семёрка" будет потолком рукотворного искусства...
Journal information