Успев немало поездить по стране, мы с Оксаной пришли к выводу, что пропахшей углём и креозотом романтике железных дорог всё же предпочитаем скромное очарование аэропортов. Во всяком случае, здесь, в России. Да, где-нибудь в Голландии или Швейцарии мы с удовольствием перемещались из города в город на поездах, и нам понравилось, как у них эти перевозки организованы, но повторять этот опыт у нас - нет, увольте. Да и не особо получится, наверное. Во всяком случае, не в ближайшее время.
Вы сами подумайте: ну сколько там той Голландии или Швейцарии? Да за часа три можно насквозь проехать! Особенно на той скорости, с которой идёт их состав. Тут и ежу понятно, что спальные места нафиг не нужны, хватит и комфортабельных сидячих, чтобы добраться куда надо, не испытывая особых неудобств.
А теперь вспомните: много ли у нас мест, до которых на поезде можно доехать за 4 часа? Да даже за восемь! Нет, я не спорю, сейчас открыли несколько таких направлений, даже пустили по ним очень неплохие составы - но сколько их, тех направлений? Да по пальцам пересчитать, и можно даже не разуваться!
В основном же всё по-взрослому: несколько тысяч километров, несколько суток пути. Понятно, что ни о каких сидячих местах тут разговора быть не может. Только купе или плацкарт, только хардкор! Помню, в последней нашей поездке в Швейцарию мы разговорились с парнишкой, одним из их менеджеров по туризму. Он вспоминал свой визит в Москву, сетовал на то, что самолёт летел три с лишним часа - мол, надо же, как долго! Ну, мы ему сказали, сколько лететь от Москвы до Владивостока. А потом сказали, сколько это выйдет на поезде. Парень не поверил, пришлось предъявить ему великий Гугл. Он потом сидел очень задумчивый.
А теперь представьте: тот же проезд... ну, скажем, от Москвы до Сочи, не будем уж сильно зверствовать и посылать во Владивосток. Сколько ехать? Правильно. И тут возникают как минимум два неудобных момента.
Первый - для курящих. Да, мы с Оксаной любим это дело. Да, мы в курсе, что вы хотели нам сказать. Но давайте вы сейчас наступите на горло пропаганде здорового образа жизни и глянете на мир с чуть более реалистической позиции: нас, курящих, не так уж мало. Особенно среди тех, кто в состоянии оплатить свой проезд самостоятельно. А шхериться по тамбурам, принимая сомнительное удовольствие там перекурить, как высшую милость со стороны проводницы - знаете ли, удовольствие ниже среднего. Но руководство железных дорог сочло, что проще запрещать и не пущать, нежели что-то там специально оборудовать. Опять же, дешевле. Вот вам и первая причина, почему не. Одно дело потерпеть часов шесть-восемь, другое - несколько суток.
Второй момент тоже связан с этими длинными поездками. Какой? Да элементарная гигиена! Возможность сходить в душ. Не знаю, как вы, а мы с Оксаной, например, весьма некомфортно себя чувствуем, будучи лишены возможности хотя бы раз в сути нормально ополоснуться. А теперь снова вспомним, сколько идёт поезд до Владивостока... Я понимаю, что к концу поездки обонятельные луковички не только попрячутся, но и слизью заплывут так, что никакой скунс не страшен, но глаза же будет резать! А если вы едете с ребёнком? А если ребёнку надо сходить в туалет? Ничего страшного, говорите? Ну и пусть штормит малость? А вы, кстати, тот туалет видели? Да? И в поезде Москва-Бишкек тоже?
В общем, вы как хотите, а нам уже этих двух пунктов хватает, чтобы больше нашей железной дорогой по своей воле не пользоваться. Я слышал, что, вроде, есть такие особо комфортабельные вагоны, похожие на гостиничные номера. Но только слышал. Не видел ни разу. Потому, ежели возможно - только самолёт. Или на своём авто.
Journal information