?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1347759732_1337671741_0-107.jpg

Ну всё, хватит откладывать. Пора высиживать. Сделав длинную, аж на два поста, преамбулу к антидепрессантам, коснувшись истории их открытия и механизма действия за компанию с мифами, их окружающими, перейду к описанию конкретных препаратов. И начать, мне кажется, стоит с двух самых известных в ушедшем 20-м веке антидепрессантов. С амитриптилина и мелипрамина.


Оба эти лекарства относятся к классу так называемых трициклических антидепрессантов — то есть, если нарисовать их химическую формулу, то в ней неизменно будут присутствовать три соединённых вместе кольца.

230px-Amitriptyline.svg.png

Этакий Змей Горыныч в исполнении химика-органика. Хвостик у этого Змея Горыныча может быть разным по набору радикалов, что и сказывается в итоге на разных оттенках действия антидепрессантов. Но принцип работы один: не дать мембране нервной клетки в районе соединения двух нейронов (в синапсе, то бишь) слишком быстро таскать из этой синаптической щели нейромедиаторы — в основном трициклики мешают обратному захвату норадреналина и серотонина. Мол, пусть задержатся подольше — человеку станет веселее жить.


Амитриптилин. Золотой стандарт антидепрессантов успокаивающего действия. По механизму — в основном препятствует обратному захвату из синаптической щели норадреналина, дофамина и серотонина.

Поскольку действие на пониженное настроение у него сочетается с успокаивающим и снотворным действием, амитриптилин обычно назначали (да и продолжают назначать) при тех разновидностях тяжёлых депрессий, которые сопровождаются бессонницей, тревогой и риском суицида. Впрочем, им можно лечить и умеренные, и лёгкие депрессивные эпизоды, навроде депрессивного невроза — но с поправкой на то, что через полчаса-час после приёма пациента может потянуть в сон. Кстати, не всегда: кто-то из принимающих его, особенно долгое время, отмечает, что амитриптилин их лишь чуть-чуть успокаивает или притормаживает. Всё как всегда зависит от личной биохимии мозга и чувствительности конкретного человека.

Да, препарат мощный, и действовать начинает быстро. Что же помешало остановиться лишь на нём, что заставило искать другие решения? Прежде всего — букет побочных эффектов. Чаще всего не фатальных, но довольно неприятных. Это и сухость во рту, и нарушение аккомодации зрения (с трудностью сфокусировать его, скажем, при чтении), и вызываемые им запоры, и задержка мочеиспускания... А ещё — снижение артериального давления (вплоть до ортостатических коллапсов, то есть обмороков при резком вставании) и нарушение сердечного ритма, что особенно неприятно и грозно для пациентов, уже имеющих проблемы с сердцем.


Мелипрамин. Точнее, имипрамин. Историю его открытия я уже рассказывал (тут), он открыт одним из первых среди антидепрессантов. Тоже трициклик — но, в отличие от амитриптилина, трициклик стимулирующего действия. Возможно, за счёт того, что обратный захват из синаптической щели тех же самых нейромедиаторов он, как и амитриптилин, блокирует, но в несколько иных пропорциях, особо задерживая те, которые эту стимуляцию обеспечивают.

Соответственно и применяется мелипрамин при депрессиях, сопровождающихся вялостью, апатией, упадком сил. Либо когда лечение тяжёлого депрессивного эпизода с тревогой и бессонницей уже начало давать свой стойкий эффект, и теперь пациенту надо вернуть качество жизни, сделать, так сказать, завершающие штрихи перед выпиской из стационара. Основная опасность — это инвертировать фазу: то есть, лечили-лечили человека от депрессии, потом ему резко лучше, а через день-другой бац — и нате вам гипоманию. А то и развёрнутое маниакальное состояние.

Одно из полей применения мелипрамина не по основному его назначению, имевшее когда-то место — это детский функциональный энурез. Использовались микродозы. И за счёт уменьшения глубины сна (эффект-то стимулирующий!), а также некоторой задержки мочеиспускания, которую способны давать трициклики — вуаля, постель сухая. Но теперь, с появлением новых лекарств и тактик лечения этот способ ушёл в историю.

Побочные эффекты, которые могут проявляться (а к слову, могут и не проявляться) при приёме мелипрамина — в основном те же, что и у амитриптилина. Плюс его стимулирующее действие может настимулировать тревогу, психомоторное возбуждение и вызвать бессонницу — именно поэтому, кстати, мелипрамин традиционно дают в первой половине дн (если, напомню, мы не лечим энурез).


Кломипрамин. Если сравнивать трициклические антидепрессанты по тому, успокаивают они или стимулируют, то кломипрамин окажется где-то посерёдке между стимулирующим мелипрамином и седативным амитриптилином. Возможно, чуть ближе к последнему. Из всего набора нейромедиаторов он лучше всего задерживает в синаптической щели серотонин.

Не такой снотворный, как амитриптилин, но довольно мягко успокаивающий — при том, что и на депрессивное настроение тоже действует, причём довольно быстро. Без стимулирующего и подстёгивающего ненужную тревогу и возбуждение эффекта, как мелипрамин, но тоже неплохо идущий в некоторых случаях вялых, апатических депрессий. Обладающий примерно тем же набором побочных эффектов, что и все трициклики — но при этом мягче в этом отношении и мелипрамина, и амитриптилина.

Американские медики и фармацевты отмечали случаи, когда кломипрамин вызывал у женщин оргазм при зевоте — но этот побочный эффект, я полагаю, дал антидепрессанту лишь дополнительную рекламу.


Posts from This Journal by “Волшебный чемоданчик” Tag

promo dpmmax july 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

Comments

( 197 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
airennet
Jun. 15th, 2016 07:10 am (UTC)
Около года назад лежала в неврологическом с позвоночником, там и познакомилась с амитриптилином. Но ассортимент вообще разнообразием не отличался: тем, кто лежал с позвоночными проблемами, выписывали его, тем, кто "с нервами", типа панических атак - феназепам.
ХЗ, нужен ли он был при лечении тех же грыж, но что снотворный эффект понравился - факт))
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:16 am (UTC)
Понятно))
(no subject) - siticat - Jun. 15th, 2016 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 15th, 2016 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - siticat - Jun. 15th, 2016 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 15th, 2016 07:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - siticat - Jun. 15th, 2016 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - eddie_blackarch - Jun. 15th, 2016 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 15th, 2016 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - siticat - Jun. 15th, 2016 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - airennet - Jun. 16th, 2016 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - Сергей Романцев - Jun. 15th, 2016 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - airennet - Jun. 16th, 2016 08:11 am (UTC) - Expand
kladez_zolota
Jun. 15th, 2016 07:13 am (UTC)
забавный побочный эффект ))
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:17 am (UTC)
А среди наших пациенток никто не отмечал. Может, постеснялись признаться, а может, то был рекламный трюк фармкомпании))
(no subject) - vld_sergio_jr - Jun. 15th, 2016 09:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - tigressee - Jun. 15th, 2016 10:10 am (UTC) - Expand
manzal
Jun. 15th, 2016 07:15 am (UTC)
Описал, конечно, предельно доступно)
Но из-за обилия мед. терминов я только половину понял)
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:18 am (UTC)
Так это уже неплохо!)
olga_fink
Jun. 15th, 2016 07:16 am (UTC)
лучше обходится без них)
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:18 am (UTC)
Конечно - если состояние здоровья позволяет)
asakura_sama
Jun. 15th, 2016 07:18 am (UTC)
Амитриптилин никуда не ушел! Это препарат первого выбора, назначается домашним врачом без консультации с психиатром. У нас полдеревни ходят и улыбаются на нем
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:19 am (UTC)
Да, я в курсе, что он широко применяется. Опять же, он дешевле, чем СИОЗС
(no subject) - gelena_s - Jun. 15th, 2016 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 15th, 2016 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - qwrty40 - Nov. 22nd, 2016 08:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - kukmor - Jun. 15th, 2016 07:24 am (UTC) - Expand
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:33 am (UTC)
Знание лишним не будет)
(no subject) - nota_x - Jun. 15th, 2016 09:40 am (UTC) - Expand
alexkolos
Jun. 15th, 2016 07:26 am (UTC)
Родственнице как то прописывали азафен
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:33 am (UTC)
Тоже трициклик, наш, отечественный.
(no subject) - alexkolos - Jun. 15th, 2016 07:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 15th, 2016 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexkolos - Jun. 15th, 2016 07:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 15th, 2016 07:44 am (UTC) - Expand
sen_semilia
Jun. 15th, 2016 07:27 am (UTC)
Оргазм - это правильный антидепрессант :-)
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:32 am (UTC)
А то!))
(no subject) - sen_semilia - Jun. 15th, 2016 07:48 am (UTC) - Expand
3ojlotou
Jun. 15th, 2016 07:29 am (UTC)
Фоточка в посте куда эффективнее всех этих "Горынычей"))
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:31 am (UTC)
Ну, это смотря какая депрессия))
vitus_wagner
Jun. 15th, 2016 07:33 am (UTC)
Так вот что значат строки из толкиеновского заклинания:

Три кольца премудрым эльфам
Для добра их гордого...
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:34 am (UTC)
Воот!))
(no subject) - chelsma_lib - Jun. 15th, 2016 10:17 am (UTC) - Expand
kercenter
Jun. 15th, 2016 07:34 am (UTC)
Это же не змей-горыныч, это чебурашка! Налейте-налейте мне чебурашек в мозг, а то что-то грустно!
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:35 am (UTC)
Ну да, похож!))
torinus
Jun. 15th, 2016 07:36 am (UTC)
Лучше бы уж соседка побольше спала и улыбалсь, но во сне! ;)


Если предположение сделал профессор, это называется теорией.
Если это же предположение сделал только его ассистент, это называется гипотезой.
А если это предположение сделал простой человек, оно называется фантастическими бреднями.
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:38 am (UTC)
:-)

Вот оно, волшебное действие статуса!)

То же самое и со словом "дебил". Если сказал психиатр - значит, уточнил степень умственной отсталости. Если простой человек - значит, обозвал. А если министр иностранных дел...
(no subject) - yalexey - Jun. 15th, 2016 12:59 pm (UTC) - Expand
slonozay
Jun. 15th, 2016 07:38 am (UTC)

Странно... Воспоминания об амитриптилине совсем другие...

dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:40 am (UTC)
Оно и не может быть одним и тем же. Действие препарата накладывается на личную биохимию мозга и на текущее состояние. Потому антидепрессанты - одни из самых малопредсказуемых по эффекту у конкретного пациента препаратов.
(no subject) - slonozay - Jun. 15th, 2016 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jun. 15th, 2016 07:54 am (UTC) - Expand
arctic-inga.ru
Jun. 15th, 2016 07:39 am (UTC)
Тут главное, не переборщить с лекарствами. А то есть любители самоназначить.
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:40 am (UTC)
Боже упаси.
anonimusi
Jun. 15th, 2016 07:50 am (UTC)
дай бог, чтобы не понадобились, но нового узнала много
dpmmax
Jun. 15th, 2016 07:51 am (UTC)
Это только начало)))
Да, дай бог, чтобы не пригодились.
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 197 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com