По поводу благодарности от наших пациентов я уже не раз писал. Какою только она ни была — к примеру, моему коллеге, Владиславу Юрьевичу, принесли однажды бутылку водки и банку со шпротами. Оксане кто-то из пациентов принёс шоколадку, от которой тайком откусил чуток — ну очень беден был человек, и такое лакомство не мог себе позволить, а тут подарок любимому доктору, а так хотелось самому попробовать... Было много чего интересного, всего за двадцать с лишним лет и не припомнить. Хотя нет, больше всего запомнились слова. Особенно те, которые действительно были заслужены.
И очень трогательны те пациенты, которые просят — дескать, а можно мы, хоть и с другого участка, будем ходить на приём именно к вам? Нам у вас теплее и комфортнее. Как правило, признание профессиональных или личных качеств доктора (а чаще того и другого вместе) именно на словах и происходит. Ну в самом деле — кто будет тратить время и писать благодарственное письмо на имя главного врача на листе формата А4, чтобы потом идти с ним в приёмную и отдавать секретарю? Если уж что и пишут, так это обычно жалобы — на нехватку льготных лекарств, на очереди в регистратуру, на то, что геронтопсихиатрическое отделение переполнено, и родственника туда уже месяц невозможно определить... Причём чаще уже не тому же главврачу, а сразу в минздрав, откуда в диспансер приходит гневное ЧЗНХ с велением разобраться как положено и наказать кого попало.
Нет, у нас, помнится, несколько лет назад ставили в коридоре такой ящик — практически как на избирательном участке, с прорезью для кореспонденции и надписью «Стучать сюда»... ой, то есть, «Для пожеланий и предложений», кажется. А народ по привычке бросал туда мелочь, копеек по десять, реже по пятьдесят. Хотя нет, было несколько писем с предупреждениями о готовящемся инопланетном вторжении, одно разоблачение шпионской сети во главе с мэром города и одно рацпредложение — как использовать луч светодиода в зажигалке для лечения шизофрении.
А вообще, признаюсь (да и коллеги меня поддержат), слова благодарности порой значат много больше, чем грамоты от облздрава и премии к дню медика. Просто в этой череде, когда одни трудовыебудни сменяют другие, понемногу начинает закрадываться сомнение — а зачем это всё? Поток больных так и будет течь, ты так и будешь их принимать, диагностировать, делать назначения, выслушивать жалобы, писать горы амбулаторных карт и горы рецептов, говорить, советовать, убеждать... И слова благодарности — не подарки, а именно слова — это как маячки в тумане: мол, курс всё-таки верный.
В этом плане мне нравится начинание москвичей (смотрю, и здесь они обозначили начало интересного тренда). Это сайт «Спасибо, доктор!»: http://спасибодоктор.москва Его появление — это часть одноимённой акции, что стартовала, ЕМНИП, в мае 2015 года. Тогда один из пациентов написал слова благодарности в соцсети и проставил хештег #спасибодоктор. А в 2016 году эта инициатива получила поддержку правительства столицы и столичного депздрава.
На этом сайте каждый из москвичей сможет рассказать свои истории и поделиться словами благодарности столичным медикам. Разработчики сайта обещают, что слова благодарности обязательно дойдут до адресата.
Я предполагаю реакцию кого-то из моих читателей, вполне предсказуемую — мол, опять инициатива для галочки, спущенная сверху, фу! Да, на этом самом верху инициатива действительно получила поддержку. И да, её активно продвигают. Но во-первых, инициатива полезная и нужная. Во-вторых, первоначальный импульс, насколько я понял, был всё-таки спонтанным. Народным, можно сказать. А в-третьих, неважно, откуда исходит хорошее начинание. Намного важнее, чтобы оно а) не заглохло, б) не профанировалось и в) давало задуманный результат. Я понимаю, что доктора давно уже не пьют цветы и конфеты, но доброе слово им всё-таки бывает ох как нужно.
Journal information