
Расскажу теперь, где же была сделана та самая фотка, похожая на аватарочную. Знаете, где производится 8% всего аммиака в мире? У нас, в Тольятти. Но мало его сделать — надо же его потом ещё и доставить всем остро нуждающимся. Можно, конечно, наполнить цистерны вагонов и грузовиков и развозить железными и автомобильными дорогами. Но это дорого и хлопотно.
Поэтому в 1979 году было найдено другое решение — и появился трубопровод. От Тольятти аж до Одессы. И предприятие «Трансаммиак», которое обеспечивает нормальную бесперебойную работу этого трубопровода. Сколько, по-вашему, нужно людей, чтобы труба работала? Для этой трубы, как оказалось, вполне достаточно семи сотен.

Нам довелось встретиться и побеседовать с генеральным директором «Трансаммиака» Ивановым Андреем Владимировичем, который сначала рассказал про само предприятие, а потом отправился с нами на экскурсию, чтобы показать, как всё устроено и работает.

Это лишь на первый взгляд ничего сложного: труба с внутренним сечением 355,6 миллиметра, зарытая на метр сорок в землю и идущая только по России 1396 километров, насосные станции по всей её протяженности, чтобы давление поддерживать — в год можно перекачать по ней 2 520 000 тонн аммиака.
На самом деле это сложная конструкция, имеющая много степеней защиты и управляющаяся вот из этого ЦПУ:

Тут можно отследить состояние трубопровода и много-много параметров его работы на всей протяженности. И изменить их отсюда же, прямо с этого пульта.


Затем нам показали место, где труба, идущая с завода, ныряет под землю. Вот за этим забором, увитым виноградом.


Да, вот в эту клумбу с цветами.

Время от времени в воздух поднимается вертолёт, чтобы сделать облёт территории. Вообще на предприятии довольно много техники — начиная от авто и заканчивая снегоходами — которая позволяет проехать вдоль трубопровода и убедиться, что всё в порядке. Автоматика автоматикой, но дополнительный контроль лишним не бывает. А что, если утечка всё же произойдёт?

Во-первых, с ЦПУ можно отсечь пострадавший сегмент трубы, простым нажатием кнопки. Во-вторых, в каждом населённом пункте, который находится ближе двух с половиной километров от трубы, есть система оповещения — вот, например, как здесь, в посёлке Поволжский. Нам даже показали, как она работает. Вполсилы, чтобы не индуцировать местное население.


В-третьих, есть специально обученные люди — газоспасатели. И вот такое оборудование, которое позволяет проводить ремонт трубы, не прерывая потока газа.



В-четвёртых, трубопровод постоянно ремонтируется, подновляется, и все новинки, которые появляются в этой отрасли, применяются и здесь. Мы побывали на одном из отдалённых участков, где в это врем как раз шла замена оптоволоконного кабеля, обеспечивающего мониторинг состояния трубы. Вот такая техника:



А потом забрались ещё дальше и навестили человека, обслуживающего... называется это сооружение главный пост секционирования. Так исторически сложилось, что посты эти расположены вдоль трубы через каждые 5,2 километра. А смысл их в том, что, если нужно, трубу в этом месте можно перекрыть и вручную. Точнее, можно и вручную, но проще сделать это нажатием кнопки, если по каким-то причинам сигнал из ЦПУ не пришёл.

Нам предложили даже остаться здесь на денёк-другой: вокруг природа, леса, речка Кондурча неподалёку, в округе бродят кабаны и рыси, бегают косули и олени, временами выходят из леса лоси... Но моим коллегам по блог-туру пора было возвращаться в аэропорт, а мне — в Тольятти.

Journal information