Заходил на днях к себе на работу, в диспансер — несмотря на то, что с начала месяца я в отпуске, кое-какие рабочие моменты до сих пор не отпускают. Дело было ближе к обеду, и перед регистратурой наблюдалось обычное для этого часа столпотворение (на фото не обращайте внимания, оно сделано рано утром в субботу). Нет-нет, пациентов не стало больше — напротив, летом они стараются взять себе запас лекарств и разъехаться по дачам и деревням.
Основную часть очереди составляют те, кто пришёл на медкомиссию и на диспансеризацию. Причём в обед это большей частью родители с маленькими детьми. Я уже писал о том, что заставлять годовасиков проходить в обязательном порядке психиатра — это, по большому счёту, нонсенс. Это надо бы по-хорошему делать позже — хотя бы когда по срокам у ребёнка должна сформироваться фразовая речь.
Я не имею принципиальных возражений против диспансеризации: в конце концов, именно такой тотальный скрининг и помогает выявить довольно большую часть патологии (и я не говорю только лишь о психиатрической, я имею виду болезни в целом) на ранних этапах. Ведь наш народ в массе своей перестал креститься даже когда гром грянет — мол, не до того сейчас. А потом пугают докторов вконец запущенными болячками. Не все, естественно — многие довольно бережно и трепетно относятся к своему здоровью — но тоже, как правило, после первого тревожного звоночка. А уж про ликбез и санпросвет и говорить нечего: после того, как в конце восьмидесятых годов прошлого века эту часть профилактики довели до абсурда (помните - «прыг-скок, прыг-скок, я весёлый гонококк»?), откат и оскомина ещё долго давали о себе знать.
И одной из важных составляющих диспансеризации я, хоть и ворчу на её психиатрическую часть, считаю диспансеризацию детей. Почему? Да потому, что часть болезней, особенно наследственных, надо выявлять и начинать лечить с самого раннего возраста — не зря же скрининговое исследование крови на предмет подобных аномалий проводят уже в роддоме. А также выявляют нарушения слуха и проблемы с сердечно-сосудистой системой.
А что потом? А потом, с года до восемнадцати лет, такую диспансеризацию положено проводить ежегодно. Правда, часть специалистов делает повторные осмотры не каждый год, а с определёнными интервалами, но педиатр — обязательно и ежегодно.
Кстати, у москвичей с психиатрическим осмотром детей вопрос решён правильнее, чем у нас: там детей смотрят в 3, 7 и 10 лет, а подростков — в 15-17 лет. А не с года, как у нас. И в целом, благодаря тому, что в диспансеризации столицы задействовано, помимо поликлиник, ещё 18 детских Центров здоровья, все необходимые исследования можно пройти быстро, минут за 40. Главное — не постесняться прийти.
Обе наши дочери в этом году тоже проходили обязательную ежегодную диспансеризацию, поэтому я знаю, сколько времени она занимает, порой растягиваясь на несколько дней — и по-хорошему завидую москвичам, у которых всё это отработано чётко и без запинок.
Ещё одна очень правильная, на мой взгляд, функция московских Центров здоровья — это санпросвет. То есть, ребёнку не только проведут комплекс обследований, но и выдадут по его результатам рекомендации — в плане не только лечебном (если есть от чего лечить), но и профилактическом — питание, физическая активность, физкультура и спорт, режим сна и отдыха, которые лучше подходят этому конкретному ребёнку. А в детских поликлиниках, в «Кабинетах здорового детства» родители могут не только получить рекомендации по уходу за малышом, но и научиться элементам массажа, гимнастики и многому другому. А то великий Гугл порой такого может насоветовать...
Journal information