Среди транквилизаторов можно выделить группу, которую объединяет одно свойство. Точнее, его отсутствие. Или почти отсутствие. Я имею в виду влияние этой группы на сонливость. Так вот, у дневных транквилизаторов (есть такой термин) это влияние слабое. Или же его нет вовсе. Тут, конечно, многое зависит ещё и от личной чувствительности конкретного пациента к лекарству, но сам тренд именно таков.
Поэтому и назначают эти самые дневные транквилизаторы с определённой целью: чтобы тревогу и напряжение снять или уменьшить, а работоспособность по возможности оставить. Ну или хотя бы действовать так, чтобы пациент не отключался сразу же после приёма лекарств. Конечно, как и в случае применения любого из транквилизаторов, скорость реакции у человека будет уже не та (особенно в первые дни приёма, а также в последующие, если доза будет для него велика), и это обстоятельство стоит учитывать, если предстоит садиться за руль (может, лучше отказаться) или выполнять работу, требующую определённой концентрации и быстроты действий и решений. Но всё же в течение дня, принимая лекарства из этой группы, человек будет более-менее активен. А это немаловажно, особенно если есть задача не выключать его на время лечения из повседневной деятельности.
Ещё одна особенность дневных транквилизаторов — это более слабая, по сравнению с другими транквилизаторами, способность расслаблять мышцы (или, выражаясь иначе, слабый миорелаксирующий эффект). Оно и понятно: попробуй-ка весь день поактивничать, когда мышцы как желе.
Ну а теперь собственно о представителях этой группы.
Медазепам. Или мезапам. Неплохо справляется с тревогой, если та выражена не слишком сильно. Может даже давать некоторый активирующий, психостимулирующий эффект. Возможно, за счёт того, что снимается тормозящее, сковывающие влияние той же тревоги и напряжённости. За счёт того, что мышечной слабости почти не вызывает, может быть назначен детям, а также пожилым и ослабленным пациентам. Впрочем, с пожилыми людьми, особенно если у тех есть проблемы с сосудами головного мозга, стоит проявлять осторожность. Почему — расскажу, когда буду описывать феназепам.
Тофизопам. Он же грандаксин. Чуть менее выраженный, чем у мезапама, противотревожный эффект (стоит этой тревоге проявиться чуть сильнее — и кто-то просто не почувствует его действия). Чуть меньше активирующего действия. Или вовсе нет — зависит от индивидуальной чувствительности. Но переносится неплохо, вялость даёт редко, к тому же порой довольно заметно действует на неприятные вегетативные симптомы, сопутствующие, например, ряду невротических и неврозоподобных состояний: ощущение внутренней дрожи, потливость, сердцебиение...
Мебикар. Кстати, наш, отечественный. В строю с 1978 года. Сравним с мезапамом, не нарушает координации движений, неплохо справляется с умеренной тревогой. Сонливости не вызывает, но при этом может усилить снотворное действие других лекарств, поэтому возможна его комбинация с ними. Кроме того, он не тормозит, а даже повышает скорость мышления, улучшает внимание и общую умственную работоспособность.
Триметозин. Он же триоксазин. Неплохо справляется со средней тревогой, активирует даже заметнее, чем мезапам, поэтому нередко применяется, когда надо уменьшить вялость и заторможенность — и при этом не подстегнуть тревогу.
Гидазепам. Если в аптеке потребуют написать на рецепте его полное международное непатентованное название, доктор будет ругаться даже больше, чем при выписке феназепама: Гидразинокарбонилметилбромфенилдигидробе
Празепам тоже относится к этой группе и обладает схожими эффектами.
Разница в оттенках действия, надо заметить, обусловлена не только тем, что различны формулы, их радикалы и хвостики. Во многом картину определяет (как и в случае с антидепрессантами) то, как действие лекарства «ложится» на личную биохимию пациента, а также на его личный уровень тревоги и других проявлений психического расстройства.
Journal information