
Удивительное дело. Большинство людей принимают, как само собой разумеющееся, возможность того, что у человека, страдающего, например, гипертонической болезнью, может приключиться аппендицит. Или желчнокаменная болезнь. Или ещё какая болячка пристать. Вон какие талмуды порою в регистратурах обычных поликлиник лежат - Булгакову и не снилось! А как насчёт сочетания двух, а то и более, психиатрических заболеваний?
А вот тут начинаются чудеса восприятия. И очень часто сталкиваешься с очень распространённым мнением, чуть ли не на уровне медицинского суеверия: мол, кому суждено утонуть - тот не сгорит. Точнее, если уж у человека есть, к примеру, шизофрения, то не судьба ему заболеть чем-то ещё из раздела психиатрии. И олигофрен тожу уже ничем другим не заболеет - мол, его и так уже судьба наказала. А что на практике?
А на практике всё не так. Точнее, всё точно так же, как и с другими болячками. В самом деле, возможны очень разные сочетания. К примеру, у пациента с болезнью Альцгеймера очень даже может развиться депрессия. А к человеку, страдающему шизофренией, может подкрасться сосудистая или сенильная деменция. Та же деменция, между прочим, может догнать со временем и того же дебила - просто картина поначалу будет не столь заметной, зато со временем - очень даже. Тот же невроз может возникнуть на фоне практически любой другой психиатрической патологии - как и депрессия. И симптомы, присущие органическому поражению головного мозга, если уж этому органу довелось пострадать от какого-то внешнего повреждающего фактора, разовьются наряду с уже имеющейся у человека психопатологией. И геральдический наркологический зверёк также очень, очень демократичен, и не сделает свой визит исключением ни для кого из скорбных головою - было бы упорство в борьбе с зелёным змием методом его поглощения.
Кстати, по поводу неумеренности в попытках упить неупиваемое. Очень интересно проявляют себя изменения личности, характерные для алкоголика. Если они ложатся поверх черт, характерных для шизофрении - они могут замаскировать последние до неузнаваемости. И только обострение расставляет всё по своим местам.
Вот и приходится порою распутывать клубок симптомов и синдромов в попытках понять: а что же тут такое интересное приключилось, и за что хвататься в первую очередь?
Journal information