?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кочевые или оседлые?

TATERE: kultur og historie

Интересно наблюдать, как в разные периоды нашей истории происходила смена потоков и направлений миграции в стране, а также чем всё мотивировалось. Ну, с теми, что в своё время организовал Иосиф Виссарионович, всё более-менее понятно: порядок директивный, попробуй откажись. Кого-то на Колыму, поволжских немцев - в Казахстан, часть народа вместе с оборонными предприятиями - за Урал и так далее.


Уже после войны директивность сменилась её более мягкой формой - с некоторой видимостью мотивации. Надо было строить БАМ и Саяно-Шушенскую ГЭС, осваивать Сибирь и Дальний Восток. Сразу появились фильмы по заказу Госфильмофонда, песни про близкий и любимый про Дальний Восток, про то, как кто-то едет за туманом и за запахом тайги, про романтику палаток, писались книги. В институтах вовсю работала практика распределения - в те города и веси, которые нуждались в профильных специалистах. Не забывали и наши союзные республики: квалифицированные кадры нужны были везде. Стали ехать в Тольятти, сначала на строительство ГЭС, потом на автогигант. Стали ехать в новые строящиеся города.

Во время развала Союза миграционные пути тоже оказались предсказуемы: обратно в Россию из бывших союзных республик, в города из умирающих деревень. Опять же, поток поволжских немцев из Казахстана в Россию и в Германию. В эти же годы начинает резко набирать популярность "чемодан-вокзал-Москва". А также поток коренных жителей бывших союзных республик всё туда же, в Россию: там хотя бы что-то платят за работу. Плюс отток тех, кто решил, что пора валить: в Европу, в Штаты - куда возьмут.

Сейчас (я могу ошибаться, но такое впечатление складывается) массовость миграции чуть схлынула, но движение продолжается. Внутри страны (особенно когда распределение в институтах закончилось) - туда, где платят побольше и жить комфортнее. Всё туда же в Москву - или в Санкт-Петербург, или ещё в какие крупные города. По-прежнему идёт отток из деревень. За границу, кажется, стали уезжать меньше. По-прежнему ощутим приток мигрантов из бывших союзных республик.

И я, и мои родители не избежали этого всеобщего перемещения. Отец приехал в Ульяновск из Полевского, что под Свердловском - по распределению после института. Мама оказалась в Ульяновске, приехав на учёбу из Димитровграда. Я после школы уехал учиться в Самару, а потом нашёл работу и свою любовь в Тольятти. Куда отправятся дети, когда вырастут, останутся ли с нами в городе - мы не знаем. Пусть сами выбирают и решают.

А что насчёт вас? Вы живёте там же, где родились? Или тоже откуда-то приехали в поисках работы и лучшей жизни?





Напоминаю, что и я, и Оксана теперь консультируем по скайпу на базе московской клиники: http://dpmmax.livejournal.com/572627.html Все подробности и условия консультаций можно уточнить по телефону клиники: 8(495)2580003


Recent Posts from This Journal

  • Предостережение. Оно же оправдание

    Попытки найти в приведённых ниже байках признаки нарушения врачебной тайны, этики, а также прав пациентов столь же бесплодны, сколь и опасны для…

  • А потом - суп с котом.

    Эксперимент с приготовлением фо-бо в домашних условиях окончился неудачно. Вернее, неоднозначно. Мне так результат понравился, а вот девчата…

  • А зачем её экономить?

    Я уже говорил, что девчата у меня в семье умеют задавать такие вопросы, на которые не сразу-то ещё и ответишь. На тот, что задавала младшая дочь -…

  • А самовары-то расходятся...

    Сегодня списывался с Ириной melicenta77, моим литературным ангелом-хранителем и по совместительству редактором, и узнал приятную для…

  • Есть ли психоаналитик среди пассажиров?

    Именитый психотерапевт приезжает в свой офис на новом Феррари. На следующий день, снова приехав на этом авто, он видит, как у офиса напротив, где…

  • Вы ей это скажите

    Давно я не рассказывал вам психиатрических баек. Надо исправить ситуацию, поскольку эта история, хоть и мелькнула на одном портале, с которым я…

  • Хоббит по имени Хобот

    На днях старшая дочь обозвала нас с Оксаной латентными цифросексуалами. Говорит: у вас дома столько роботов — что ещё можно подумать? От…

  • Граната для обезьяны

    В сети снова оживление: в Санкт-Петербурге нетрезвый человек с ружьём заявился в парикмахерскую и попросил свою любимую, а также остальной…

  • Покажете своего червячка?

    Иногда сигара - это просто сигара, и ничего, кроме сигары. © Вероятно, он тоже многим это говорил. Я никогда не отрицал того, что мы с…

promo dpmmax июль 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

Comments

( 109 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
canis_major66
Jan. 24th, 2017 06:21 am (UTC)
Мир меняется
Я не далеко переместился, из города - спутника в областной центр. А вот жена моя, будучи дочкой офицера, помоталась изрядно.
Но это цветочки в сравнении с тем, что предстоит нашим детям. Мир меняется. Интернет стирает границы в общении, авиация стирает расстояния. Современный молодой образованный человек, особенно хорошо знающий иностранные языки, может быть востребован в любой точке Земли. Дочь наших друзей (совсем не олигархов) уехала учиться в Швейцарию, потом работала в Британии, сейчас в Германии. И не потому, что там лучше - там ее специальность востребована.
Для нашей дочери также нет разницы, где жить. Где предложат интересную работу, туда и махнет.
Да и по большому счету, без разницы где жить. Куда бы вы ни приехали - тот же Макдональдс за углом, в кинотеатрах те же голливудские блокбастеры, те же сайты в ноутбуке.
dpmmax
Jan. 24th, 2017 06:22 am (UTC)
Re: Мир меняется
Да, даже не хочу загадывать, куда детей занесёт)
gelena_s
Jan. 24th, 2017 06:26 am (UTC)
Дауж, поперемешивали народ! Отец рассказывал, что на каком то собрании инструктор обкома выдал, что Москва становится слишком образованной, потому вот и надо поперемешивать с рабочим классом. Тогда вот лимитчиков как раз и ввозили.
А у меня с маминой стороны у деда все москвичи поколений минимум четыре, с бабушкиной- как раз есть оседлые цигане( прадед держал ямской двор на вечной трассе Москва - Питер, в перемешку с местным пролетариатом.
Отцовские родственники таки умудрились по просьбе Горького припереться из Америки восстанавливать полиграфическую промышленность. Прадед тоже был счастливв тридцать седьмом , тем, что он уже умирал от рака и их не трогали. А так- там ссыльные поляки, отец родился в Казани, но жил спять лет в Москве.
А так- я как дочь офицера все детсво до восьми лет провела у бабушки в Волочке. Добрейшее государство предложило родителям и альтернативу- сдать меня в детдом на время папиной службы за Никелем, поскольку медкомиссию ребенок не прошел).
Возвращались в Москву с огромным трудом- еще в войну( а отец стал офицером именно так- их прямо с обороны Москвыв сорок первом зимой увезли в военные училища на Урал, а бабку уместе с заводом увезли в Томилино, а комнату на Бауманке прихватил кто то шустрый).
Позволило вернуться в Москву, вернее даже в Люберцы только то, что отца комиссовали именно из Германии, а там офицеров жить не оставляли.
Ему зверски завидовали в госпитале- офицерам вернуться после службы в родные края можно было только если эти края- глухомань. Хотя по закону вроде было все положено, но нужно было сильно пободаться с государством, чтоб получить положенное.
Мои так и не сумели пробиться в Место призыва и выбили только хрущевку в Люберцах.
Так вот в этом городе и живем, он правда слился с Москвой, метро теперь рядом.

dpmmax
Jan. 24th, 2017 06:28 am (UTC)
Ого, вот это гео- и биография!
(no subject) - pszek - Feb. 3rd, 2017 04:54 pm (UTC) - Expand
hel_iv
Jan. 24th, 2017 06:33 am (UTC)
Родилась в Ленинграде. В возрасте 3 месяцев уехала на Крайний Север - вместе с папой Родину защищать )) Ну, тогда так было принято. Так что росла на Севере, вернулись в Ленинград на обучение в Военной Академии, задержались - доцент, профессор и всё такое. Но, видимо, кочевье в крови: помоталась со своей специальностью ( второй) по городам и весям, проехала в форме командировок и отдыха Россию от Белого моря до Чёрного, на Урал тоже попутешестоввала и разок поохотилась в Сибири ))
А живу сейчас - не поверите - в деревне, держу сво. Вот такой отток из Северной столицы ))
dpmmax
Jan. 24th, 2017 06:34 am (UTC)
Ого! Спасибо!))
(no subject) - hel_iv - Jan. 24th, 2017 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jan. 24th, 2017 06:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - hel_iv - Jan. 24th, 2017 08:36 am (UTC) - Expand
svinskaya_ya
Jan. 24th, 2017 06:35 am (UTC)
Я всю жизнь в Узбекистане живу. Предки одной бабушки, евреи, приехали с первыми русскими обозами, во время завоевания Туркестана в 19 веке. Потом эта бабушка на войне познакомилась с моим дедом-латышом с Кубани :)) Привезла сюда. А вторую бабушку, голубоглазую ленинградку-блокадницу, привез в Ташкент мой дедушка-узбек. Дружба народов, короче.
dpmmax
Jan. 24th, 2017 06:42 am (UTC)
Да, вот как получилось))
kam_4atka
Jan. 24th, 2017 06:35 am (UTC)
отец в свое время поехал учиться в мореходку во владивосток из ферганы. мамин отец был военным, поэтому родилась она в Забайкльском крае, училась в Самаре, а работать начала уже в Казани, куда семья переехала после отставки дедушки. Потом по приглашению подруги поехала на Камчатку, где и встретила моего отца (его по распределению из владика направили в петропавловск). А в 2000 году мы с мамой переехали в Казань, ухаживать за стариками. Так до сих пор здесь.
dpmmax
Jan. 24th, 2017 06:42 am (UTC)
Спасибо!
urgor
Jan. 24th, 2017 06:36 am (UTC)
Я живу примерно там же, где и родился. Родился в Калуге, но жить там не хочу - шумно, грязно, скученно и много тех самых мигрантов с юга. Живу в небольшом поселке в 25 км от Калуги. Три раза пробовал жить и работать в Москве. С работой все получалось, а вот жить нет.
Жена родилась в Пермском крае, вместе с родителями переехала в Тамбовскую область (мама врач и как-то там ее перераспределили), всю жизнь мечтала в большие города из родного рабочего поселка. Окончила ВУЗ с отличием, работала сначала на заводе в Липецке, оттуда переманили на завод ВОЛЬВО в Калугу, где мы и познакомились.
Сейчас вот живем в небольшом поселке, купили земли неподалеку в деревеньке и строим дом. Я давно об этом мечтал, а жену отпустила тага к большим городам - наелась этого счастья и жизни в человейниках.
dpmmax
Jan. 24th, 2017 06:41 am (UTC)
Я вспоминаю Калужскую область: служил в Козельске)
(no subject) - urgor - Jan. 24th, 2017 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jan. 24th, 2017 06:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - urgor - Jan. 24th, 2017 06:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jan. 24th, 2017 07:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - canis_major66 - Jan. 24th, 2017 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - urgor - Jan. 24th, 2017 07:17 am (UTC) - Expand
yevgen_numput
Jan. 24th, 2017 06:38 am (UTC)
Кочевники мы. Пока родной не вспомним, по-аглицки гуторить будем.

В перестроечные времена из райцентра поехал учиться в Одессу, там жену встретил, сейчас проджектменеджерствую на чужбине по контракту. Ностальгия пока не замучала.)))

Edited at 2017-01-24 06:38 am (UTC)
dpmmax
Jan. 24th, 2017 06:41 am (UTC)
Понятно))
parachka
Jan. 24th, 2017 06:39 am (UTC)
Если бы не перестройка домой по окончании института не вернулась- точно.(система распределения в 1992г приказала долго жить). И очень жалею, как и муж, что живем в районном городке на 60 000 - основной минус отсутствие работы с адекватной оплатой труда. Он вернулся также по той же причине с одной разницей, что распределение успел получить в "закрытый ящик", а с наступлением перестройки оставаться в нем было бессмысленно, дома все таки и стены помогают)), тем более город наш был на тот момент обещающим, много заводов, фабрик, но теперь остались одни магазины и гос конторы.А про работу по специальности вообще не заикаюсь.
dpmmax
Jan. 24th, 2017 06:40 am (UTC)
Вот так... Спасибо!
kolpaschikova
Jan. 24th, 2017 06:41 am (UTC)
Папа-родился в 44 в Чернигове в семье военного, в итоге, через череду переездов они осели в Иваново. Мама - родилась в 47 в Бугуруслане, тоже в семье военного, оказались в Виннице. Мама-врач, папа-инженер-ядерщик. Познакомились в Заречном, Свердловской области, где я потом и родилась. Вместе переехали сначала в Десногорск Смоленской области, потом в Лобню, Московская область. Из Лобни я и уехала, тоже по работе, в г. Муром Владимирской области, где впоследствии вышла замуж. Замуж вышла за врача, который из Мурома поехал учиться в Ярославль, потом 2 года работал в Москве, но успел вернуться в Муром, чтобы мы там уже наконец познакомились:)))
dpmmax
Jan. 24th, 2017 06:43 am (UTC)
И кто бы мог подумать, что всё так сложится!)
chipsem
Jan. 24th, 2017 06:50 am (UTC)
Мы с женой просто и скучно перебрались из райцентров в столицу региона. У моей одноклассницы биография интересней - она дочь комсомольцев-добровольцев, строителей БАМА, успела поучиться в школах от Калининграда до Чукотки (с Чукотки в нашу школу и приехала). Предки коллеги по бывшей работе ушли воевать с белыми, отступали до Дальнего Востока, там смешались с корейцами, в сталинское время как корейцы были переселены в Узбекистан, где коллега и родился, в восьмидесятые вернулись к родне на историческую родину. Помотало.
dpmmax
Jan. 24th, 2017 06:52 am (UTC)
Да, вот она, география... Спасибо!
annasneg
Jan. 24th, 2017 06:58 am (UTC)
Я уехала из Твери в Питер, учиться. В Москву не хотелось - Петербург мне был гораздо ближе. Не по расстоянию, а по духу. Да так и осталась. Только в пригород перебралась, когда детей народилось.
Младший брат закончил МГУ, несколько лет работал в Москве, а сейчас уезжает в Штаты и забирает с собой молодую жену - работодатель переводит туда офис (он программист)
Две сестры остались в Твери, одну жизнь там вполне устраивает, вторая время от времени мечтает перебраться поближе ко мне, но пока не получается.

Edited at 2017-01-24 06:59 am (UTC)
dpmmax
Jan. 24th, 2017 07:00 am (UTC)
Спасибо!
alex_nifontov
Jan. 24th, 2017 07:04 am (UTC)
Забавно. Предки мои как раз наполовину кочевые, наполовину - оседлые. По женской линии - попали под эвакуацию, и странным образом крестьян из Архангельска и Мурома раскидало от Челябы до Алма-Аты. А по мужской линии - с конца 17 века тут сидят, яицкие казаки и двоеданы-староверы. Сам же я окопался в Суровом и как-то не особо стараюсь понаехать. Хотя была идея мотануть в Казахстан, но Назар-бай мне еще более не по нраву, чем Адольф Владимирович. Умом осознаю, что бечь надо, но куда? Агитировали за Болгарию, причем словами "там нищета еще почище вашей, ремонтники всегда нужны". Угу, спасибо. Лучше уж в Сербию тогда. А из товарищей многие уже в пендостане, и занимаются там херней. Что им мешало заниматься херней здесь?
dpmmax
Jan. 24th, 2017 07:28 am (UTC)
Искали то хорошо, где нас нет, наверное...
(no subject) - alex_nifontov - Jan. 24th, 2017 07:33 am (UTC) - Expand
undina_bird
Jan. 24th, 2017 07:06 am (UTC)
Родилась в Подмосковье, сейчас в Питере (училась тут в вузе), 11 лет назад на год ездила работать в Сочи. Папа (как и его родители) из Башкирии - Уфа/Ишимбай, предки из зажиточных крестьян в казацких сёлах на Урале, приехал в Долгопрудный (Московская область) учиться, а потом оттуда в научный городок Черноголовку работать. Мама - та же история с учёбой и работой, а детство кочевала с родителями по военным городкам. Родилась она в Пушкине (СПб), но её родители исходно из крестьянских: с одной стороны Смоленская губерния, с другой не помню.
В основном последние 2 поколения нашей семьи по-крупному перемещаются в момент поступления в вуз.
dpmmax
Jan. 24th, 2017 07:30 am (UTC)
Ну, ВУЗ - это всегда самая сильная мотивация для перемещения)
polenadisto
Jan. 24th, 2017 07:08 am (UTC)
Из Алексина Тульской области перебрался в Москву наукой заниматься, осел недавно в Подмосковье.

Причем из моего класса (24 человека) в Алексине работают всего двое. Большинство оттянули на себя Москва и Тула.
dpmmax
Jan. 24th, 2017 07:31 am (UTC)
Одноклассников можно понять.
a_tribunskiy
Jan. 24th, 2017 07:19 am (UTC)

Родился в Ташкенте, там поменял четыре места жительства. В середине 90-х переехали в Оренбургскую область. После окончания школы шесть лет в Оренбурге. Закончив универ сразу уехал в Германию, где обретаюсь и поныне;)).

dpmmax
Jan. 24th, 2017 07:26 am (UTC)
Далеко забрались!)
(no subject) - a_tribunskiy - Jan. 24th, 2017 07:39 am (UTC) - Expand
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 109 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com