?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

i (1).jpg

Читали с Оксаной на днях выступления и размышления на тему реформ, которые предстоят нашему образованию. И вроде бы, обо многом говорится правильно - про учебные материалы, методические подходы и разработки, про уроки труда и про труд общественно полезный. Но оставалось отчётливое впечатление, будто чего-то не хватает. И только после разговора с одной из давно знакомых нам учительниц мы поняли, чего именно.


По сути дела, очень мало сказано о том, что же изменится в жизни, работе и социальном статусе одной из главных составляющих учебного процесса. Да, мы имеем в виду учителей. Давайте немного поясню на довольно близком примере.

Вот представьте себе университет. У него есть корпуса, есть история, есть куча учебников, лекционного и методического материала на выбор - пользуйся не хочу. И представим себе, что так исторически сложилось - и вся прежняя профессура куда-то делась. На пенсию дружно вышла, уехала в другие ВУЗы, кого-то вынесли с кафедры вперёд ногами - неважно. И штат пришлось в срочном порядке восполнять: доцентами, варягами, кочевыми преподавателями. Прогноз? Скорее всего, качество учёбы изменится не в лучшую сторону. Поскольку мало знать материал - его ещё надо уметь подать. Да так, чтобы на лекции хотелось ходить, а не восполнять там хронический студенческий недосып.

С школой примерно так же, пусть и с некоторыми отличиями. Учить можно, даже имея на руках не самые первоклассные учебники и методические разработки. Главное, чтобы у учителя были силы и желание что-то донести до детей. А по факту получается, что много, много лет всё делалось так, будто учителя хотят от этой глупой привычки отвадить.

В итоге учителя в своей массе - люди бедные, зависимые, во многом бесправные и затурканные. Люди, которыми помыкают все, кому не лень. И получается, что мало что-то попытаться дать ученику - надо об этом написать кипу отчётов на тему "Как я провёл четверть". И потратить уйму времени и нервов на вещи, не связанные непосредственно с учёбой. А потом, если останутся силы - подработать репетитором (желательно, чтобы другие учителя и особенно начальство поменьше про это знало, иначе сочтут, что тебе живётся слишком весело, вольготно на Руси).

Вот и получается, что учитель, в массе своей, может быть, и рад бы дать детям побольше - да где же только взять силы на всю эту роскошь человеческого общения? Между прочим, наряду с врачами, учителя - это практически такая же группа риска в плане эмоционального выгорания.

Поэтому я считаю, что реформа образования невозможна без одного важного элемента в её концепции. То есть, без пересмотра роли учителя во всём этом деле. Это на нём всё держится. Поэтому учитель должен быть человеком уважаемым, социально и законодательно защищённым - и, естественно, не нищим. И заниматься обучением, а не отчётами кому бы то ни было о том, как он именно это делает.

Ну а поскольку среди читателей наверняка найдутся учителя, вопрос к ним - что вы сами можете ещё добавить ко всему сказанному?

promo dpmmax july 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

Comments

( 192 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
Юлия Рейнхольд
Mar. 22nd, 2017 04:08 pm (UTC)
..учителя и врачи - ситуация, я так думаю, одинаковая в общей массе. рубят столпы, как высокопарно это бы не звучало..
dpmmax
Mar. 22nd, 2017 04:10 pm (UTC)
ПО сути, так и есть.
spy434
Mar. 22nd, 2017 04:18 pm (UTC)
Начинать надо с повышения качества человеческого материала в профессии. А то старая поговорка "ума нет - иди в пед" как была актуальна при Советах, так продолжает оставаться актуальной и поныне. Причем повышение зарплаты не помогает, к сожалению.

Ну и горы отчетности, самоуправство директоров, "дополнительные нагрузки" от ведения кружков, до участия в предвыборной агитации за губернатора или митингов по очередному поводу, не добавляют привлекательности профессии учителя.

Edited at 2017-03-22 04:18 pm (UTC)
dpmmax
Mar. 22nd, 2017 04:21 pm (UTC)
И это тоже, естественно.
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - swegre - Mar. 22nd, 2017 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - swegre - Mar. 22nd, 2017 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - swegre - Mar. 23rd, 2017 06:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - urbeck - Mar. 22nd, 2017 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - swegre - Mar. 23rd, 2017 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - backins - Mar. 22nd, 2017 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - swegre - Mar. 22nd, 2017 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - swegre - Mar. 22nd, 2017 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - katerle - Mar. 22nd, 2017 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - katerle - Mar. 22nd, 2017 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - swegre - Mar. 22nd, 2017 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saiscea - Mar. 22nd, 2017 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 06:58 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
vasm
Mar. 22nd, 2017 04:18 pm (UTC)
Я правильно понял, что в школы надо вернуть функцию воспитания? Что учитель не только учит предмету, но и воспитывает гражданина? И уважительное отношение к учителю должно всячески поддерживаться государством? И морально, и материально?
dpmmax
Mar. 22nd, 2017 04:19 pm (UTC)
Да, правильно
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saiscea - Mar. 22nd, 2017 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - n1000001 - Mar. 23rd, 2017 03:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - litophage - Mar. 22nd, 2017 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qpwh2o1cvg - Mar. 22nd, 2017 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qpwh2o1cvg - Mar. 22nd, 2017 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Mar. 22nd, 2017 09:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
dpmmax
Mar. 22nd, 2017 04:25 pm (UTC)
Военруки из них хорошие получались)
(no subject) - major_p - Mar. 22nd, 2017 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qpwh2o1cvg - Mar. 22nd, 2017 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 06:12 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 07:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - spy434 - Mar. 22nd, 2017 07:41 pm (UTC) - Expand
jidigr
Mar. 22nd, 2017 04:24 pm (UTC)
dpmmax
Mar. 22nd, 2017 04:26 pm (UTC)
:-)
на табе ишшо космокотэ - jidigr - Mar. 22nd, 2017 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jidigr - Mar. 22nd, 2017 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Mar. 22nd, 2017 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jidigr - Mar. 22nd, 2017 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Mar. 22nd, 2017 04:44 pm (UTC) - Expand
aleksonx
Mar. 22nd, 2017 04:31 pm (UTC)
Вообще я об этом думал, и в нынешней ситуации видится несколько иной подход. Учитель/преподаватель в идеале должны постичь предмет преподавания. Т.е. если ты отработал по направлению лет 20, то ты дашь намного больше, чем учитель из ПЕДа... и в понимании и в реализации. Не считая чисто научных мозгов, есть прикладные, которые молодое поколение могут направить на правильный путь.
Реальный пример, ИТ в серьезных конторах (которые думают, как делать) 35-60 лет. Если взять 50-55 летних и дать им за нормальную плату (не очень большую, в этом возрасте уже с есть) повозиться со школьниками, студентами, то можно и интерес развить (ибо реальная жизнь) и научить многому. Как-то так видится.
dpmmax
Mar. 22nd, 2017 04:45 pm (UTC)
Спасибо.
(no subject) - swegre - Mar. 22nd, 2017 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksonx - Mar. 23rd, 2017 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - swegre - Mar. 23rd, 2017 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksonx - Mar. 23rd, 2017 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qpwh2o1cvg - Mar. 22nd, 2017 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksonx - Mar. 23rd, 2017 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qpwh2o1cvg - Mar. 23rd, 2017 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elenask2015 - Mar. 23rd, 2017 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksonx - Mar. 23rd, 2017 06:19 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - aleksonx - Mar. 23rd, 2017 07:04 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
samavara
Mar. 22nd, 2017 04:35 pm (UTC)
Соглашусь многократно. Хорошо знаю ситуацию изнутри...
Все усугубляется уходом многих хороших учителей из-за всего вышеописанного и противоречием между все возрастающими требованиями и реальными возможностями и самих учителей, и детей. А какое давление из-за результатов разных аттестаций, экзаменов и олимпиад!
В общем, пока учитель не будет опять уважаемым человеком в обществе, перемен не будет.
dpmmax
Mar. 22nd, 2017 04:44 pm (UTC)
Спасибо.
streletc_art
Mar. 22nd, 2017 04:45 pm (UTC)
Насчёт бедности уже миф, учителя хорошо зарабатывают. В Москве и даже у нас, в области. Но да, пашут по 36 часов.
Но вполне могут позволить машины и круизы.
Насчёт всяких бумаг - только бунт! )
Помню, пришла я после института в коллектив и давай всех строить, начиная с директора )) То без плана приду - а он не нужен, должен быть творческий подход. То журнал не заполню - а у меня нет времени, я общаюсь с детьми в первую очередь. То на партсобрание не явлюсь: а у нас свободное посещение. Короче, бились-бились со мной, а по закону три года ничего сделать нельзя, так и плюнули ))
Потом в другую школу пришла и опять всё по новой: то журнал не заполнила, то отчёт не сдала. Меня вызвали на ковёр. Но я к этому моменту уже цену себе знала )) И сказала: ваши бумаги никому не нужны. Ни-ко-му. Потому что в них - одно враньё. Директор возмутилась, сказала, что я плохой работник. Нет, говорю, какой я работник - скажут дети. Спросите у них прямо сейчас - пойдёмте, они правду скажут: устраивает их такой учитель или нет.
Короче, сменила она тактику, вздохнула и говорит: поймите, мне же за вас влетит от комиссии. Я говорю: а вы скажите: у меня вот этот сотрудник не имеет времени на бумаги, разбирайтесь с ним сами. Пусть они ко мне придут - я им всё выскажу по поводу этих отчётов.
Ну, короче, ничего я, конечно, бунтами не добилась одна, в итоге через несколько лет кровопролитной борьбы с системой плюнула и ушла в свободное плавание ))
Но так это я одна была. А если б все взялись?
Так что тут всё правильно: забитость. А забитость рождает рабство. А рабы могут воспитать только рабов.
Вот она, сермяжная правда жизни.

Но всё равно я рада, что хоть что-то сдвинется.
dpmmax
Mar. 22nd, 2017 04:46 pm (UTC)
В регионах учителя сильно меньше зарабатывают.
(no subject) - streletc_art - Mar. 22nd, 2017 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parachka - Mar. 30th, 2017 02:10 pm (UTC) - Expand
imagelina
Mar. 22nd, 2017 04:51 pm (UTC)
У меня прямо свежее дополнение - только с педсовета вернулась:)
И, как и после каждого педсовета, задумалась о той пропасти, которая разверзается у нас между прогрессивным содержанием идей и консервативной непоколебимостью формы. И - да, с каждым годом эта пропасть разрастается всё больше и доходит до абсурда. Каждую четверть нас собирают на полтора-два часа в актовом зале и начинают в лучших традициях советских партсобраний учить тому, что старые формы себя изжили, лекционная форма подачи информации неэффективна, через 15-20 минут внимание снижается и требуется перемена деятельности, а мы должны проявить больше инициативы и творчества, чтобы учить детей современно и доходчиво... А мы киваем и играем в смартфоны)) И в этой картине - ИМХО вся суть назревших противоречий.
sok_granatovy
Mar. 22nd, 2017 05:13 pm (UTC)
Если вы полагаете, что в крупных коммерческих организациях дела обстоят иначе - вы ошибаетесь. Только партсобрания - раз в пару недель и такие же громкие заявления о новом курсе на светлое безоблачное будущее. Только там это называется совещание и тимбилдинг))) *И мы киваем и играем в смартфоны...)))
(no subject) - imagelina - Mar. 22nd, 2017 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sok_granatovy - Mar. 22nd, 2017 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qpwh2o1cvg - Mar. 22nd, 2017 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Mar. 22nd, 2017 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sok_granatovy - Mar. 22nd, 2017 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - upravdom_msk - Mar. 22nd, 2017 07:08 pm (UTC) - Expand
vbeelokurskiy
Mar. 22nd, 2017 05:01 pm (UTC)
Наша первая учительница, учитель математических (предметов), преподавшая нам до 8 класса пусть и факультативно, но часть высшей математики, на вопрос как ей сейчас (дело было в 2000 году) и тогда, заметила, что тогда (1968-1976) не надо было писать плана урока, а главное - его жестко придерживаться. И, да; не надо было писать такую тучу всевозможных отчетов...
Мол, ныне, уже ни на что ни сил ни желания нет. Да и детки ныне далеко не те, в плане желания учиться... ;)
sorokin_anonym
Mar. 22nd, 2017 05:06 pm (UTC)
Планы писать тогда было надо, это точно. Другое дело, что строго придерживаться - не обязательно, разве что в присутствии проверки.
(no subject) - dpmmax - Mar. 22nd, 2017 05:16 pm (UTC) - Expand
sorokin_anonym
Mar. 22nd, 2017 05:04 pm (UTC)
Две вещи. Во-первых, Вы абсолютно правы, старый анекдот про неэффективность перестановки кроватей актуален как никогда. А во-вторых, в новых веяниях упомянуто всё то, что в советском образовании де-факто было либо резко неполезным, либо уже тогда нереалистичным и выполнялось сугубо для галочки. И при этом не упомянуты те факторы, которые, хотя и не были идеальными, но как раз и вытягивали образование на существовавший уровень, и которые были утеряны (в отличие от вонючих тряпок, дежурств, идиотской макулатуры, уроков труда в УПК, унылых воспитательных мероприятий и так далее, распрекрасно сохранившихся в большинстве школ замкадья). Ни о классических методиках, ни о согласованных программах по разным предметам, ни о сетке часов на основные предметы, ни о ставке в 18 часов в неделю, на которую хоть и небогато, но вполне можно было жить - ни слова.
Кто-то срубит бабла и званий на разработке новых-старых форм и мероприятий, а расхлебывать, как всегда учителям, детям и родителям.
dpmmax
Mar. 22nd, 2017 05:15 pm (UTC)
Спасибо.
polenadisto
Mar. 22nd, 2017 05:07 pm (UTC)
Тут еще система самоподдерживающаяся: ведь очень много говорится о низком качестве учителей, становящихся пресловутыми "училками". Но ведь система во много и делает даже подающих надежды такими же "училками".
dpmmax
Mar. 22nd, 2017 05:15 pm (UTC)
Порочный круг)
brandenburg_900
Mar. 22nd, 2017 05:12 pm (UTC)
Мне знаешь какая метода нравится?
В фильме "Москва-Кассиопея" показали как подростки обучались на ракете.
Примерно такой же класс, только вместо доски телевизор.
Они вставляли видеокассеты с записанными лекциями и так учились.
То есть живой учитель в принципе и не нужен, достаточно передавать видеозаписи избранных академиков.
Ведь как известно, человека нельзя научить, можно лишь научиться чему-то самому.
На качественный диск двд можно записать информацию, имея необходимую аппаратуру и алгоритм записи,
но если вместо диска будет отполированная деревянная дощечка, то ничего на неё не запишешь при всём желании...
dpmmax
Mar. 22nd, 2017 05:14 pm (UTC)
Всё верно. Но фактор лени тоже нельзя сбросить со счетов. Много ли людей, самостоятельно выучивших тот же иностранный?
(no subject) - brandenburg_900 - Mar. 22nd, 2017 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_chirtsov - Mar. 22nd, 2017 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brandenburg_900 - Mar. 23rd, 2017 05:23 am (UTC) - Expand
nice_at
Mar. 22nd, 2017 05:14 pm (UTC)
Следует перестать брать студентов в педвуз по остаточному принципу, сиречь никуда не прошёл - иди в педвуз, там возьмут. Отчислять студентов, имеющий по специальности три балла. Поэтому мы имеем учителя русского языка, пишущего с ошибками и учителя физики, не понимающего, как решить задачу из учебника. Далее - сократить количество учащихся в классе до 16 человек. Увеличить зарплату преподавателя на порядок по отношению к нынешней - сразу появится конкурс на место. Разрешить преподавание в школе не заканчивавшим педвуз параллельно с краткосрочными педкурсами(там речь больше будет идти о не о принципах преподавания, а об оформлении бумаг и некотором решении психологических проблем - наверняка). Вернуться к старому принципу обучения - от простого к сложному, не заморачивая на раннем этапе обучения т.н. "свободой выбора" ни учителя, ни ученика. Обязать родителей проблемного ребёнка посещать занятия с психологом,и, если надо, с дефектологом, ибо при правильном подходе все проблемы решаемы, и довольно легко. Поскольку в школу пытаются запихать детей "особых", в каждый класс, где учится такой ребёнок снабдить тьютором, который возьмёт на себя проблемы "особого".
Думаю, что многое из того, что я написала, имеет отношение и к подготовке медиков.

Но мои слова никогда не будут воплощены в жизнь, ибо школе предлагается ЗАРАБАТЫВАТЬ на жизнь, т.к. образование УБЫТОЧНО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ.
dpmmax
Mar. 22nd, 2017 05:14 pm (UTC)
Спасибо!
(no subject) - nice_at - Mar. 22nd, 2017 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - urbeck - Mar. 22nd, 2017 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nice_at - Mar. 22nd, 2017 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - urbeck - Mar. 23rd, 2017 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nice_at - Mar. 23rd, 2017 03:29 pm (UTC) - Expand
yuksare_yuksare
Mar. 22nd, 2017 05:23 pm (UTC)
увы, это нереально. в принципе, работа учителя нигде не оплачивается достаточно высоко, но учительские кадры все же ценят.
сама левой ногой крещусь, что изначально отказалась от работы в школе. а очень хорошо умею ладить с детьми, но сейчас оглядываюсь - что я слышу от тех, кто работает в школе?
1. бесконечные проверки и отчеты. школа, что, шпионов выращивает, что надо её ежемесячно инспектировать и постоянно проверять учителей на профпригодность?
2. неуважение со стороны родителей и, как правило, учеников (дети же всегда повторяют за родителями, а у родителя учитель - ну уровне официанта или уборщицы).
3. вишенка на торте - низкая з/п, крайне низкая пенсия и куча работы, которую начальство навязывает "просто так". причем, лихо мухлюет с ТК при оплате работы, как выяснилось. и ничего не скажешь, организация государственная, жаловаться не пойдешь.
amakh
Mar. 22nd, 2017 05:56 pm (UTC)
Учитель - это призвание! Знают заранее, куда идут...

Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 192 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com