блог добрых психиатров

Будем пользу причинять да ласкам подвергать!

Previous Entry Share Next Entry
Вопрос о раннем образовании
dpmmax
lori-0003385098-bigwww.jpg
автор фото lenorlux

Увидел тут на днях завлекалочку от какого-то частного детского сада, в которой обещают дать ребёнку чуть ли не университетское образование, и вспомнил о том, как в разные годы менялся подход к этому вопросу.


Где-то в восьмидесятые годы доводилось мне читать об исследовании, которое проводили с большой выборкой и на протяжении довольно длительного времени. В этом исследовании сравнивали, кого когда и чем удобряли, и что из кого выросло. Точнее, сравнивались люди, которых обучили, к примеру, счёту и письму в раннем возрасте, с теми, которым эти навыки дали позже. И сделали вывод, что в отдалённой перспективе не обнаружилось существенной разницы между теми и теми. Дескать, если есть чему развиваться - оно разовьётся вне зависимости от времени посадки, была бы почва благодатной. Если, конечно, не брать крайние варианты, вроде обучения письму и арифметике в том возрасте, когда уже наступает старческая ригидность психики.

Буквально через десяток лет, в девяностые, то ли подошёл срок для очередного витка спирали развития науки в полном соответствии с законами диамата, то ли виною всему ветры коммерции, которые кто-то там испустил, а население надышалось и выдало интоксикационный психоз с идеями личного обогащения - а только вдруг стали появляться научные статьи с полярно противоположными выводами.

Дескать, чем раньше ребёнка научить писать и считать, а также говорить не по-нашему, тем умнее и успешнее в жизни он вырастет, тем выше по социальной лестнице поднимется, пальме первенства вскарабкается и, лузгая там кокосы, будет поплёвывать с верхотуры кожурой во всех остальных слоупоков. А поскольку все вдруг стали поголовно частнопредприимчивыми, то тут же открылись всякие особые (да-да, и элитные тоже) садики, ясли и группы раннего развития, индивидуальные курсы и прочие кузницы, призванные пустить на поток производство вундерваффе вундеркиндов.

Мы и наш близкий круг общения как-то промахнулись мимо этой струи, но тема эта поднималась и в разговорах, да и писалось об этом немало. Впрочем, и до сих пор, как я вижу, пишется и обсуждается. Однако, вот так, чтобы лично-очно, результаты такого воспитания и раннего образования мы с Оксаной не видели и не можем составить какого-то определённого собственного мнения.

А между тем поколение, которое успело попасть под этот удар, к настоящему моменту уже выросло и должно либо получать высшее образование, либо даже приступить к работе. То есть, плоды раннего образования должны где-то и как-то быть уже видны.

Ну так как, сталкивались вы с такими ребятами? Есть ли у вас среди знакомых такие, которых обучали по этим специальным методикам? Если есть, то как, на ваш взгляд - есть ли заметная разница между ними и детьми, которые получали обычное (по срокам) воспитание и образование?


Recent Posts from This Journal

  • Предостережение. Оно же оправдание

    Попытки найти в приведённых ниже байках признаки нарушения врачебной тайны, этики, а также прав пациентов столь же бесплодны, сколь и опасны для…

  • Необычный стендап

    Всю дорогу, пока я ехал на эту встречу, в памяти с завидным упорством крутился анекдот про двух заикающихся приятелей. Один предложил побиться об…

  • Проблемы штатных телепортов

    Как учит студента марксизм-ленинизм, Материя не исчезает: Загнётся студент - на могиле его Такой же лопух вырастает. © Гимн студентов…

  • Субботняя пирожковая

    Подошло время очередной пирожковой. А чем ещё заняться субботним утром, да поздней осенью, да на убывающей луне? Ну вот и я думаю, что не самое…

  • Британская сторожевая

    Вот уж не знаю, как именно выводилась порода британских кошек, но, глядя на Алису, у нас с Оксаной возникают подозрения, что тут не обошлось без…

  • Почём вы, девочки, красивых любите?

    Новостная лента вновь принесла прекрасное. Тут надысь на торги девственность выставили ( Тыц и Тыц), так кукушки стаями взлетали, покидая…

  • Нейролептический синдром

    Пришёл как-то раз Гулливер на лилипутскую дискотеку. И стало его колбасить. А лилипутов, соответственно, плющить. © Джонатан Свифт. Из…

  • Жизнь как черновик

    Есть такое старое выражение: "хамит так, словно у него в кармане запасная челюсть". У нас же с Оксаной за довольно приличный отрезок…

  • Замечательный пациент

    На днях удостоилась очередной похвалы от врача, у которого довелось полечиться: мол, какой вы замечательный пациент. Так я знаю. Я и клиент…


promo dpmmax july 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

Угу, встречались. Не я, моя сестра, воспитатель д/с, стаж более 30 лет. С разными родителями за это время встречалась, но странней нынешних не было. Начну пересказывать - до утра не управлюсь, но поверьте на слово - там есть для вас работа :)

Понял, спасибо)

Ну у нас сад с английским и логопедическим уклоном:) по факту обычные ясли для мелочи, занимаются с ними соответственно возрасту, мелкую моторику всякую развивают. Если родители внезапнотначнут настаивать, пригласят преподвателя английского:) но пока им бы по-русски освоиться.
Я решила ребенка не трогать вообще. В саду с ним занимаются, моя задача - книжку почитать, мячик покидать, поиграть по настроению. Гармоничным развитие должно быть, незачем бедать впереди паровоза. 5 лет вполне нормальный возраст для чтения, раньше не вижу смысла доставать ребенка этим.
Но детскую скрипку на поржать над всем этим купила:) чтобы, значит, как та мама из анекдота:)))

Зато будет в семье легенда про скрипку) Спасибо!

Никаких специальных методик, но читать я научилась года в три. То есть настолько рано, что совершенно не помню себя, не умеющей читать. Считать, включая таблицу умножения, умела до школы.
Никаких особых успехов я не достигла, хотя интеллектуальный уровень высокий. Думаю, проблема в том, что в первых классах школы мне было нечего делать - все учили буквы, а я читала книжки, поэтому не научилась самому главному в начальной школе - учиться с приложением усилий. Дальнейшие школьные успехи обеспечивались хорошей памятью и быстрыми нервными процессами. Институт не закончила - не дала себе труда на отдельных предметах преодолеть "скучно".
Вывод: раннее обучение, конечно, неплохо, но при условии, что расслаблений не будет ни в какой момент.



Edited at 2017-05-04 04:21 pm (UTC)

Спасибо вам!

У меня старшая дочь ходила в садик с "ранним развитием" и английским с 3 лет. Младшая - в обычный садик без английского. Обе много занимались и занимаются спортом.
Если и есть сейчас разница (1 и 7 классы), то только в их личном темпераменте. Следов изучения английского в саду 4 года обнаружено не было, только самые элементарные слова. При этом языковые способности у нее есть, совершенно спокойно перешла после переезда на украиноязычное обучение.

профессор Савельев против раннего образования, говорил нейроны еще не успели все образоваться

И небезосновательно.

Меня в детстве отправили в экспериментальную группу детского сада для особо одарённых, то есть, конечно же, для талантливых детей - тогда это только входило в моду, у нас в провинции вообще один такой садик был. Ультрафиолетовые ванны, кислородные коктейли, стоматолог, бальные танцы, английский, ИЗО, МХК, ЛФК и хз еще что.
Не могу сказать, что это было очень полезно само по себе, но "садик с английским уклоном" создавал миф, что дети знают английский, и после него половина группы отправилась в школу с углублённым изучением иностранных языков, потом еще часть этих детишек поступила на ин.яз.
То есть получился хороший вектор для дальнейшего образования, по-моему, английский - это вообще единственное, что я толком умею, так что до сих пор все работы рано или поздно начинают крутиться вокруг этих навыков. Ну и аналитические способности и коммуникативные навыки у меня развиты чуть лучше, чем в среднем по больнице, но связано ли это с детским садом - ох сомневаюсь :)
А, вот еще стоматологов с тех пор ужасно боюсь, в три года всё-таки рановато было сталкиваться с провинциальной карательной стоматологией.

Спасибо вам!

Водила дочь с двух лет в детский клуб, где с ними занимались по системе Монтессори. В детском саду воспитательница также кое-чем по этой системе с ними занималась. Буквы- цифры - алфавит сами учили с помощью кубиков Зайцева с трёх лет. С пяти лет ходит на танцы и пение. Но всё в меру, без фанатизма.

Английский язык серьёзно начала изучать в третьем классе (школа+доп.школа английского). И тут очень многое зависит не только от способности ученика, но и то умения учителя. Нам повезло с учителем в школе английского языка.

Результат положительный я вижу, сравнивая её развитие с её же детсадовскими одногруппниками и одноклассниками.

В итоге, я считаю, что не особо важно, как именно развивать малыша, главное, с ним просто заниматься! :)

Ну вот меня в заграницу увезли лет в 9. На полтора года, потом вернули — но когда я уже тинейджером начал почти с нуля в школе учить английский, кончилось пятым уровнем ИКАО и выраженным техасским акцентом (а там я всего год прожил в возрасте 32).

В смысле, раннее обучение языку не просто сработало, а сработало так, что заронило во мне склонность к полиглотности.

Понял, спасибо!

мои дочери как раз попали в эту струю)))) Обеих я поначалу отдавала на всяческие занятия в большом количестве. Однако постепенно занятия свелись к тому, что детям было реально интересно. Старшая продолжила заниматься литературой и языками, младшая - танцами. Что вышло в итоге: старшая так в институт и не поступила, хотя занятия тут не при чем, просто так сложилось. Работает копирайтером, занимается литературой со старшеклассниками (есть документы, которые это позволяют). Младшая, протанцевав 18 лет, заканчивает психфак по специальности детский нейропсихолог, уже имеет публикации. Единственное, что реально дали занятия в раннем возрасте, это интерес к получению знаний, способность учиться самостоятельно. И на мой взгляд, это и есть то самое, ради чего занятия затевались. Так что цель достигнута.

Неплохо, молодец она у вас!

Ходим на курсы развивающие. Математика, чтение, письмо, окружающий мир дают. В школе ребенку однозначно программа легче дается. Да и самому ребенку подобные занятия в радость, по крайней мере нашему. Недавно сам упросился на дополнительные математические курсы.
P.S. Забыл, английский еще учит попутно.

Edited at 2017-05-04 05:13 pm (UTC)

Понятно, спасибо.

Лично по себе могу сказать: та тематика, которой со мной в детстве занимались родственники, всегда давалась легко, а вот различные секции что-то следов не оставили. Выборка, понятное дело, не репрезентативна.

Я считаю, что образование нужно получать как можно раньше по возрасту - больше времени останется на жизнь... А где и как - дело родителей помочь и направить...


Это да! Образование хлорпикрину подобно. Надо быстренько через него проскочить, бумажку получить и жить в свое удовольствие. Это вы здорово расчехлились.

У нас сейчас бум на ментальную арифметику, куда ни плюнь - все считают на абакусе.
Старшую дочку водили на это раннее развитие, в итоге проблемы в учебе - в началке привыкла, что всё легко дается и никак не перепривыкнет. С младшей пока обхожу стороной развивалки.

Знакомая психолог сильно против ранних искусственных развивашек, особенно тех, где упор на чтение-математику-языки. Говорит, что там совсем не уделяют внимания воображению и играм, а детям это очень важно.

Это - плохие "развивашки". В раннем обучении важно не столько чему учить, сколько кто учит и каким методом. Учить детей, не опираясь на воображение и игры - только ресурсы тратить. Свои и детские.

По-моему, перегрузив младенца, можно в основном угробить ему социализацию и культивировать тревожность.
А единственная польза раннего развития - позаниматься хоть чем-то интересным ДО того, как в школе это интересное сделают невыносимо скучным и противным. Но если дошкольников муштровать по программе и на оценку - даже этого эффекта не будет.

Да, ещё очень важна личность педагога, кмк.

обычно никакое спецобразование не нужно, если нет задержек в развитии
ну читать пораньше и чуть-чуть иностр. языка, если ребенку интересно - и то на уровне, который любой родитель сам может дать - чуть лексики да хаудуюду-хеллоу-гуднайт

Учитывая качество нынешнего среднего образования, спецобразование - чуть ли не единственный выход.

?

Log in

No account? Create an account