?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Месть

3242707450_be24d34196_b.jpg

Я мстю. И мстя моя ужасна.
© Предположительно, Вишневский. Из никогда не опубликованного.

Эта статья тоже появлялась лишь на медицинском портале, поэтому показываю её вам.
Положа руку на сердце, признайтесь: ведь был в вашей жизни хотя бы один момент, когда хотелось причинить обидчику тяжкие телесные повреждения? Не обязательно несовместимые с жизнью, но так, чтоб знал, гад наших? Ну, хотя бы избу спалить. Или бизнес расстроить. Наверное, есть в этом стремлении что-то глубинное, подсердечное, на уровне чуть ли не безусловного рефлекса. Это потом, включившись с некоторой задержкой, сознание будет медитативно нашёптывать о другой щеке, о долготерпении и смиренномудрии. Но до этого ударившему тебя по левой щеке жутко хочется подставить правую. Ногу. Подсечь резким тычком, опрокинуть на спину и добить ударом локтя в горло.


В истории многих народов был период, когда месть за своего соотечественника, родственника, соплеменника была не только полезна, но и необходима. Период, когда правили не законы, а обычаи (не путать с понятиями, их срок пришёл позже). Период, когда государство ещё не было настолько могущественным и вездесущим, чтобы улаживать все споры и конфликты, защищать своих граждан как от внутренних, так и от внешних врагов. На кого надеяться, когда войско и стражники далеко, а душегуб и завоеватель тут, под боком? Разве закон их от чего-то удержит? Да кто ж его читал, этот закон! А вот осознание того, что за каждого убитого придётся рано или поздно расплачиваться собственной жизнью или жизнью своих родных — это очень мощный сдерживающий и отрезвляющий фактор.

Некоторое время закон и обычай даже шли рука об руку. Во всяком случае, на Ближнем Востоке, в Древней Руси, в Германии и Италии, в скандинавских странах и Южной Греции, на Кавказе и в Албании кровная месть не была чем-то необычным и незаконным. Это потом, когда государство окрепло и заявило о том, что отныне судить и карать может без помощников, кровная месть осталась за чертой закона. Но не исчезла насовсем. А кое-где практикуется по сию пору.

В разных религиях отношение к мести неоднозначно. Да что там говорить, возьмите Библию! Если в Ветхом завете принцип «око за око, зуб за зуб» чуть ли не канонизирован, то Новый завет уже рекомендует делегировать полномочия мстителя Господу: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18); «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья» (Римлянам 12:19–20).

И всё же, как себя вести в ситуации, когда душа горит желанием отомстить? Я не вправе давать чёткие и недвусмысленные рекомендации на сей счёт, ведь обстоятельства, вызвавшие подобное стремление, бывают самые разные. И всё же, дайте себе некоторое время, чтобы остыть. Даже если вы не откажетесь от мести, это блюдо следует подавать холодным. А пока остываете, подумайте вот над чем.

Примо. Вы хомо, предположительно, сапиенс. Вы пользуетесь тем, что дали человечеству его лучшие умы, техническая революция — словом всем тем, что не позволило нам пойти по тупиковой ветке развития, подобно обезьянам. Что есть духовный и интеллектуальный рост каждого из нас? Прежде всего, как ни банально это звучит — борьба. Борьба с ленью, тупостью, борьба за то, чтобы жить не рефлексами и инстинктами, а разумом и сердцем. Борьба с тем зачатком животного, что есть от природы в каждом из нас — будь то свирепый волк, мирно пасущаяся корова или вечно озабоченный кролик. Вся жизнь, точнее, сознательная её часть — это попытка сделать дистанцию между собой и тем первобытным и нечеловеческим, что есть в нас, как можно больше. Месть — это тревожный звонок. Это признак того, что вы готовы сдать часть завоёванных позиций. Стоит ли ваш враг такой чести?

Секундо. Любое деструктивное действие имеет неприятную особенность: оно совершается намного проще и не требует столь больших интеллектуальных и душевных затрат, как конструктивное. Иными словами, дурацкое дело нехитрое. А посему легче входит в привычку: ведь из всех стереотипов поведения психика лучше запоминает и удерживает тот, что наименее трудоёмок. И всегда есть опасность, что привычка отвечать гадостью на гадость станет вашей второй натурой. То есть изменит вашу личность. Незаметно для вас, но ощутимо для окружающих. И то новое, что займёт ваше место, будет подобно портрету Дориана Грея: чем дальше, тем менее симпатично.

Терцио. Доброта — привилегия сильных. Сильная и цельная личность в состоянии позволить себе роскошь простить. Или хотя бы не делать зла в ответ. Ей нет необходимости проводить акции устрашения, чтобы впредь неповадно было: какой смысл запугивать, если можно просто справиться, буде на то необходимость? Достаточно ли вы сильны, чтобы уметь прощать?

Кварто. Есть такое изречение: я люблю того, которому сделал хорошо, и ненавижу того, кому сделал плохо. Одной лишь его трактовке можно посвятить целую психологическую статью, но давайте рассмотрим один частный вариант. С умыслом или без, человек причинил вам зло. Он предполагает, как вы его за это невзлюбили. И от этого он злится ещё больше — угадайте, на кого? Ну, не на себя же. А тут ещё и вы со своей местью. И всё, и круг замкнулся. И ладно, если в него вовлечены лишь вы двое, а если подтянутся сочувствующие? Крупномасштабные боевые действия и разгул энтропии, и уже никто толком не помнит, с чего всё началось и кто же прав, а кто виноват. Готовы инициировать лавину?

Квинто. И, наконец, статья 105, часть вторая, пункт «л» Уголовного Кодекса Российской Федерации. Тот пункт, который предусматривает кровную месть, как мотив и как отягчающее обстоятельство. От восьми до двадцати лет лишения свободы. Или пожизненный срок. Это на тот случай, если четырёх предыдущих резонов было недостаточно.



Напоминаю, что мы теперь консультируем по скайпу на базе московской клиники: http://dpmmax.livejournal.com/572627.html Все подробности и условия консультаций можно уточнить по телефону клиники: 8(495)2580003

Recent Posts from This Journal

promo dpmmax julio 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

Comments

backins
Jun. 16th, 2017 10:12 am (UTC)
< совсем отстраняться всё таки не нужно >

Нужно. Эмоции на хрен не нужны. Тем более, "чёрные" (хотя они в принципе все деструктивны).

Ни мстить, ни ненавидеть, ни гневаться, ни злиться, ни горевать нельзя. Этому надо учить с младенчества.
Aleksei Sinitsyn
Jun. 16th, 2017 10:33 am (UTC)
Нужно ликвидировать корни. Но умение управлять ими действительно нужно.
backins
Jun. 16th, 2017 10:46 am (UTC)
Корни чего?
Эмоции не нужны. Управлять ими бессмысленно, ничего полезного они не несут и руководствоваться ими нельзя. Лучше уничтожить вообще.
Тут дело даже не в том, что эмоции существенно уменьшают шансы выжить (именно так), а том, что - ну на кой они мне? Зачем мне их испытывать? К чему это ведёт?
Только к износу организма.
Aleksei Sinitsyn
Jun. 16th, 2017 10:51 am (UTC)
Корни, в смысле -- причины негативных эмоций. Насчёт выживания, всё что в нас есть -- нужно для выживания, правда речь не об индивиде а о популяции. Подтверждено эволюцией. А уничтожить эмоции на самом деле невозможно. Можно только подавить и перенаправить. В некоторых случаях это действительно выход.
backins
Jun. 16th, 2017 11:21 am (UTC)
Вы совершенно напрасно отделяете "негативные" эмоции от "позитивных", они в равной степени бессмысленны, вредны и деструктивны.
Эволюцией ничто не подтверждено, это всего лишь остроумная и изящная теория, мало связанная с действительностью и уж совсем никак - с реальностью (реальность не познаётся, не моделируется, и не дана нам в опыте).
Уничтожить эмоции, может быть, и невозможно (хотя это спорный вопрос), но вполне в силах человека подавить их настолько, чтобы почти полностью исключить их влияние на его действия. До степени, когда он в состоянии сказать себе "сейчас я радуюсь" (например), но не имеет потребности как-либо это проявлять - в мимике, в спонтанных действиях или в стремлении вновь воспроизводить подобную ситуацию.

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com