Потом однажды в Элисте
Нашёл вставные челюсти
Размером с самогонный аппарат...
© В.С.Высоцкий
Помню, во время службы в стройбате копали мы в славном городе Козельске одну траншею. Вернее, траншей-то копалось много и по всяким поводам, но эта запомнилась особо. Изначально планировалось, что на одной из центральных улиц (а их там тогда и было-то всего две более-менее приличных) вскроют асфальт, вынут грунт на несколько метров вглубь и протянут канализацию и ещё что-то из благ цивилизованного мира. Но что-то пошло не так. Асфальт-то вскрыли. Но под ним оказалась булыжная мостовая как бы ещё не тех времён, когда жители села Дешёвки, прельстившись монетами, открыли ворота города татаро-монгольскому игу. Иго долго раскланивалось и смертельно благодарило за оказанную услугу. Так вот, разобрать мостовую оказалось очень сложно: булыжнички-то были размером с... арбуз знаете? Хороший такой, большой. Вот примерно такие же, только квадратные. И попробуй ещё хоть один из них расшатай...
Но то Козельск — не самый большой, в общем-то, городок. А представьте себе мегаполис тех времён — это же сколько всего можно найти, если покопаться!
Моя последняя поездка в Москву отчасти и была посвящена походу по таким местам. По тем, где во время реконструкционных и ремонтных работ кто-то что-то нашёл. А учитывая масштабы и буквально маниакальную страсть к перестиланию асфальта и перекладыванию тротуарной плитки, находок оказалось очень даже изрядно.
Доехал я на метро до Сретенского бульвара и отправился гулять.
Да, работы и тут не прекращаются. Бригадир, дав разрешение сделать кадр, посетовал — мол, вот не дай бог на фото обнаружится какой-нибудь древний черепок или кирпичик — снова налетят археологи с кисточками, и все темпы работ козе под хвост.
А археологи с кисточками тут не редкость. Ведь на одной только Сретенке столько всего понаходили!
Вот, к примеру, дома 4 и 6. Тут обнаружилась мостовая из нескольких ярусов брёвен.
Да, где-то там они, в глубине.
А если пройти чуть дальше, до дома №20, окажемся на месте, где раньше была церковь Спаса Преображения.
Когда-то её снесли, и теперь от церкви остался лишь фундамент, и то заметно ниже уровня улицы.
Около дома №26 нашли выложенный из камня и кирпича колодец времён Екатерины Второй. А то фонтаны — это, конечно, здорово, но воду таскать жителям хотелось поближе — до внедрения водопровода было ещё далеко, хотя, по слухам, древние римляне ещё во времена оны были им избалованы. Хотя... где тот Рим и где та Москва?
Около дома 34/1 на Сретенке копнули, судя по всему, ещё глубже. Поскольку откопали аж кремневый резец. Хотя кто их знает, этих древних москвичей — может, они уже тогда баловались реконструкцией быта каменного века? В неандертальцев и питекантропов там играли, объединившись в ролевые сообщества...
А если вернуться по Сретенки до бульвара, можно попасть на Большую Лубянку. Вон, видите, рабочие копошатся? Где-то там, глубоко под асфальтом, пролегает (причём на том же месте и приблизительно в том же направлении) такая же деревянная мостовая, что и на Сретенке. Правда, её вы не увидите: и её, и сретенскую снова засыпали землёй. Сфотографировали, изучили в темпе, нанесли на археологическую карту города — и засыпали. Не в том сейчас древнее дерево состоянии, чтобы открытый воздух любить. Рассыплется за несколько дней. А так — останется законсервированным естественным макаром.
Фундамент церкви около дома №20 на Сретенке тоже не стали вскрывать. Столько лет лежал — пусть ещё полежит. Да и екатерининских времён колодец оставили в покое: в самом деле, воды, что ли, в кране нету? Нет, верхний замок и часть кладки всё же вынули — будет чего добавить к экспозиции в Музее Москвы. Вместе со скребком. А она, поверьте, набирается солидная. На днях её покажут. Ведь столько артефактов за последнее время нашли! Не зря археологи с кисточками стояли над душой рабочих с лопатами.
А я отправился дальше — по Бульварному Кольцу, через Хохловскую площадь, к другим местам, которые порадовали... да, да, археологов с кисточками! - интересными находками. Какими — расскажу в следующем посте.
Journal information