
Одно из любимых наших мест на далёком и тёплом Средиземном море — это Фаселис. Город, в котором уже много веков никто не живёт. Запах моря, сосен, одичавших роз (когда-то тут делали розовое масло на экспорт), три гавани — и древние руины. Мы ещё удивлялись тому, что турки не особенно-то торопятся с раскопками: мол, зачем напрягаться, когда туристы и так ходят? Климат — он, знаете ли, суете не способствует. Но честно признаемся — мысли так и крутились вокруг лопаты и металлоискателя.

А потом мы даже в чем-то оказались солидарны с турками. Можно, конечно, кучу всего раскопать — вот только многое ли потом сохранится? А тут лежало оно себе в земле пару-тройку тысяч лет — и на здоровье, пусть ещё полежит. Целее будет. В конце концов, Фаселис — местечко особое, там ни траншей копать, ни асфальт перекладывать не надо. Не то что в огромном мегаполисе, где жизнь бьёт чем попало и по чём попало.
Пройдясь по Сретенке и заглянув на Большую Лубянку, я отправился к Чистым прудам. Там тоже много чего реконструировали, и без находок не обошлось. Не столь древних, правда, но тем не менее — обнаружились старинные трамвайные рельсы с деревянными шпалами. Так что можно смело говорить, что трамвай тут ходил исторически. Всегда, то бишь. Ага, и французов тоже на нём прокатили. И игу что-то там прокомпостировали, чтоб не лезло без билетов.


Потом Чистопрудный бульвар как-то незаметно иссяк, зато начался Покровский. И тут тоже не без артефактов: откопали несколько белокаменных надгробий. Чего-чего, а с захоронениями тут дефицита не наблюдается.

На Яузском бульваре под асфальтом обнаружилась булыжная мостовая. Неудивительно — город, всё-таки. Про древенчатые мостовые на Сретенке и Большой Лубянке я писал в предыдущем посте, а эта — более поздняя. И тоже очень основательная.

Разговорившись с рабочими, занимающимися реставрацией одного из зданий на Яузском бульваре, я узнал, что и на Воронцовской площади наткнулись на такую же. Уличная камнегрызка, которая снимает асфальт, затупила себе победитовые зубы — булыжник-то везли когда-то с Карелии да с Урала, это вам не песчаник и не доломит. Им ведь не только площади да центральные улицы мостили — вон, какую-то тропинку при работах вскрыли, та тоже булыжная:

Что до артефактов — так тут куда ни плюнь — попадёшь в артефакт. Вон очередной черепок нашёлся. Может, и просто цветочный горшок, но уж больно глубоковато залегал:

Поэтому, если предстоит копать глубже 60 сантиметров, вызывают... да, правильно, археологов с кисточками. Рабочие, хоть и ворчат на замедление темпа работ и срыв сроков, всё же сами с интересом поглядывают — а ну как снова что-то найдётся? Вон, на Пречистенке шахматный клад обнаружили — несколько серебряных монет в пустотелой фигурке слона.

И на Петровском бульваре 12 медяков — предположительно, в кошельке, сейчас уже сложно сказать, не сохранился он.
Заглянул я и на Хохловкую площадь: там наткнулись на фрагмент стены пятивековой давности. И решили его не закапывать: будет что показать. Сейчас там делают спуск вниз, на уровень этой стены, обыграв его в виде амфитеатра, в темпе облагораживают окрестности, так что где-то к дню города будет на что посмотреть.


А вот белокаменный мост, что когда-то был перекинут через ров около Китайгородской стены в районе Славянской площади, не стали оставлять снаружи, решили пока снова засыпать. Его внимательно изучили, поскольку он считался утерянным, тоже нанесли на археологическую карту города — и вернули всё как было.




Район Новой и Лубянской площади тоже оказался дюже богат на артефакты — более 150 находок в обще сложности. Так что экспозиция в Музее Москвы, что скоро откроется, будет интересной.

Там же, на Новой площади, стоит церковь Иоанна Богослова под Вязом.

Сам проходил мимо неё несколько раз. А оказалось, что на её территории, в том месте, где проходила Китайгородская стена, у самого её основания, нашли «слух» Нет, не из тех, что беззубые старухи разносят по умам, а такое древнее помещение для боевых сапёров-акустиков. Чтобы во время осады залезали и слушали — а что это там со стороны противника шебуршится? Неосторожный крот или вражеские сапёры с лопатами и бочонком пороха?



Потом я прогулялся до парка Зарядье. Там тоже кипит работа. Временами, не считая перерывов.

На территории этого парка нашли несколько фрагментов каменных топоров бронзового века (каламбур невольный, простите). Не то чтобы копали так глубоко — просто наши предки тоже кое-что в земле находили. Гладь — нашёлся какой-то гладко отёсанный камешек с аккуратной дырочкой. Ничего, сойдёт за куриного бога. Или ещё куда в хозяйство пристроить — не пропадать же добру...


Относительно тех находок, что так и остались под землёй. В Нидерландах, в городе Утрехте, мы с Оксаной видели пример того, как делают подземные галереи для туристов, чтобы показать им то, что по каким-то причинам нельзя просто вскрыть: дом, скажем, над этим всем стоит или дорога проходит.



Интересный опыт. Мне кажется, его можно было бы использовать и у нас: в центре Москвы таких объектов полно, а опыт метростроевцев не пропьёшь...

В общем, нагулялся я в тот день от души. Будет интересно приехать сюда к дню города, когда откроют Хохловскую площадь, а в Музее Москвы выставят все находки последнего времени.
Journal information