
Вчера, потратив 15 часов и проехав от дверей московской гостиницы до нашего подъезда в Тольятти 1083 километра, мы вернулись домой. Это был интересный опыт, и, возможно, мы его ещё повторим в будущем, но не в ближайшем. По ряду причин. Во-первых, время в пути. Если даже ехать с остановками на небольшой отдых и перекус одним днём, к концу пути успеваешь несколько устать, концентрация внимания уже не та, и приходится собирать себя в кучу, чтобы не допустить какой-нибудь глупой ошибки на дороге.
Когда соберёмся прокатиться ещё раз, запланируем маршрут так, чтобы остановиться на денёк-другой в одном из городов, чтобы и самим отдохнуть, и город посмотреть. Или в Рязани, если поедем прежним маршрутом, или в Нижнем Новгороде, если решим освоить новый — по расстоянию, кстати, выйдет почти одинаково.
Во-вторых, сама трасса. Да, когда её отремонтируют, она будет довольно неплохой и удобной, но когда это ещё сделают? Не думаю, что, как заявлено, к 30 сентября её успеют сдать. И даже в этом случае на трассе преобладают участки с двухполосным движением. Для федеральной трассы, с интенсивным трафиком, с непрерывным потоком фур двух полос, согласитесь, маловато.

В-третьих, инфраструктура. Да, вдоль дороги есть и кафешки, и мотели, на половине пути к Москве или из неё в нашу сторону есть Умёт, который кормит всю трассу М5. И там можно реально вкусно, недорого, а главное — без последствий для желудка и прочих отделов ЖКТ перекусить. Кстати, на обратном пути, как и собирались, заглянули в «Морддовинс», познакомились с его хозяйкой, поели шашлыка, мяса на ребре и пельменей — настоящих, домашних, очень приличных. Понравилось. Цена — так ещё больше понравилась. Судите сами: порция шашлыка, две порции мяса на ребре, две порции пельменей, один салат (без изысков — помидоры, огурцы, лук, заправка), два чая с лимоном, бутылка лимонада — 1045 рублей. Причём порции отнюдь не маленькие, кое-что ещё и с собой пришлось забрать. Если бы не туалет типа «сортир», вообще было бы прекрасно.

Туалеты — ещё одно слабое звено трассы. Нет, в принципе можно и просто тормознуть, выйти и удобрить необъятные поля вдоль неё. Но есть моменты, когда хочется комфорта. И выясняется что нормальные туалеты есть лишь на ряде заправок, из хороших, сетевых — вроде ТатНефти, Газпрома, Лукойла, Роснефти — а они, хоть и есть, но их не так много, особенно под Рязанью. На других заправках, как и в Умёте — пожалте в сортир. А то и вовсе нет ничего. Или есть, но персонал, которому всё надоело, вешает табличку «Не работает».

Кемпинги — да, встречаются, но довольно редко. Можно пересчитать по пальцам на всём протяжении трассы. И то если внимательно вглядываться, чтобы не пропустить.

То есть, по инфраструктуре впечатление таково, что нетребовательного, готового к ежедневному гражданскому подвигу и героическому преодолению самим собою же созданных трудностей автотуриста из 70-80-х годов она бы вполне устроила. Но вот современника... Сомневаюсь. Мотели и кафешки (кроме Умёта, но и там есть над чем работать) — разве что дальнобойщиков, да и у тех уже давно есть свой собственный рейтинг и зарубки в памяти: где можно тормознуть, а где не стоит. А между тем, направление-то востребованное. И если мы говорим о развитии внутреннего туризма, то это ведь не только города или какие-то отдельные точки с национальными парками и достопримечательностями, но и сама дорога до них.
В очередной раз поразило количество ничем особо не занятой земли — и это в самом центре европейской части России. Но это так, к слову.
И ещё пара моментов сугубо практических — вдруг кому пригодится. Из Москвы мы выехали в 3.30 московского времени. МКАД в это время, хоть и не пустынный, проходится легко, на раз. И очень хорошо успели проскочить нашу плотину ГЭС, где Жигулёвск переходит в Тольятти. Фуры все стоят вдоль обочины, их начинают пускать с 22.00 до 07.00 — в этом промежутке, особенно ближе к открытию грузового движения, там начинается транспортный кошмар. И желательно не попадать туда в пятницу вечером, двигаясь из города на выезд, а также в воскресенье вечером на въезд: за плотиной целые дачные города, и будут большие пробки, только уже из легковушек.
А вы по каким трассам ездите? Какие из них понравились, какие не очень? Какие интересные фишки есть на этих трассах?
Journal information