блог добрых психиатров

Будем пользу причинять да ласкам подвергать!

Previous Entry Share Next Entry
Ушибленные школьной программой
О.В.
dpmmax
P1010707.JPG

- Алло, здравствуйте! Тут неподалёку, вперемешку с птичьим клёкотом и ненавязчивым шёпотом ветра, будто озаряя багрянцем зеленеющие волны берёзовой рощи, обдавая жаром словно летнее солнце в разгар знойного душного июльского лета, испуская лёгкую дымку подобно поднимающемуся туману от раскинувшейся глади озера на рассвете, распугивая лесных обитателей - работящих бобров, мудрых ежей и беззаботных свиристелей, догорает дом-музей Пришвина. Нет, высылать машину теперь уже не нужно(с)


Смех-смехом, а помню, что нравился мне очень этот стиль, примерно этак в бытность мою в начальной школе. Даже сочинения в подражание ему писала, провоцируя учительский экстаз. Недолго, правда. В зиму моего четвертого класса, мама в ВАЗовской библиотеке, подкупив какими-то немыслимыми благами библиотекаршу, выпросила у нее в обход многокилометровой очереди «Мастера и Маргариту». На три дня. Она читала днем, урывками, на работе. Моими были ночи. Какой уж тут сон, когда такое счастье привалило. И понеслось: «тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...» Мой любимый отрывок до сих пор. И дальше, книги из домашней и других библиотек прочно преобладали в моем выборе, предлагаемое школьной программой с ними не особо конкурировало. Хотя последние порой на какое-то время меняли приоритеты.

Помню, изучали русские былины и я понеслась лопатить разный эпос, прочно осев на «Калевале». В пятом классе пошли пьесы и были перечитаны все запасы Мольера и Шекспира. Вот «Декамерон» от меня спрятали(. На Пушкине я засела надолго — у нас было полное собрание сочинений. Сказочные были дни, да. Грибоедов вызвал восторг, Тургенев — недоумение, Чернышевский — оторопь с резким отторжением.

Единственное произведение из школьной программы, которе я не смогла заставить себя прочитать. Сочинение по снам Веры Павловны написала по услышанному на уроке, заставить прочитать себя не смогла. Достоевский на какое-то время подвинул запойно читаемого мною на тот момент Диккенса, но потом отступил, не выдержав конкуренции. Есенин властвовал пару лет, даже в институт ехала с томиком его и Блока. «Да, скифы мы! Да, азиаты мы!» Обожаю. «Вы помните, вы все, конечно, помните.» - помню, конечно, до сих пор. Маяковского простила после поэтического вечера, на котором приглашенный актер читал про звезды, которые зажигают, потому что это кому-то нужно.

А потом — тарарам — и на лето после восьмого класса нам задают прочесть «Войну и мир». И вот уже тридцать с лишним лет, каждые четыре года, мой организм требует повторения банкета. И раз в четыре года я снова начинаю чтение с Анны Павловны Шерер и ее салона, не торопясь, смакуя удовольствие, постепенно подбираясь к особо любимому четвертому тому. К чему вспомнила? Да вроде как раз очередная четырехлетка на исходе, пора).

Вот так и живу, ушибленная школьной программой. А вас как, что-нибудь задело? Ну хоть рикошетом?


Recent Posts from This Journal


promo dpmmax july 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

осталась в памяти пара книг, но увы они были не по программе, а по личной рекомендации учителя))) Кобо Абэ " Женщина в песках" и невероятный Гарсиа Маркес.

О да, Маркес...

Боже мой!!! "Сны Веры Палны!!", меня уж передернуло немного))))

"Обрыв" Гончарова. В программу он не входил, читала его во время подготовки к филфаку. Помню искреннее изумление: классика может быть интересной! До сих пор этот текст любимый у Гончарова и из русской литературы вообще.
На втором месте у него же - "Обыкновенная история", а вот "Обломов", даже перечитанный во взрослом возрасте, не пошел совершенно.

А я с интересом его "Фрегат Паллада" прочёл.

"Лев и собачка" Л.Н. Толстого.

хочешь, чтобы дите чето возненавидело - заставь его это прочитать.
до сих пор ненавижу "войну и мир". в школе не полезло, училка заставила. все, теперь я поклонник толстого, чтоб ему черт в аду спички подавал.
зато то что сам читал охотно - от гаррисона до булгакова - все было мимо скучной школьной программы.
некраааасов....господи, да кому он интересен? у него же одно нытье и слог ужасный.
гоооооголь. сюжеты есть, написано просто отвратно. просто классик и все.
детям вся эта херня неинтересна. ее и во взрослом возрасте сам читать не особо разбежишься. ну фонвизин. а почему державин есть, а тредиаковского нет? а катаев был в школьной программе? а крапивин?
почему нещасный ребенок должен читать не сабатини (что ему будет интересно и понятно), а войну и мир, в которой и взрослые не разбираются толком? или анну каренину?
патамушта классека. и возле птицы.

Мы старшую дочь, когда она была ещё классе в четвёртом-пятом, подсадили на Гарри Поттера. А потом объяснили, что есть ещё более интересные вещи - Макс Фрай, Громыко, Пехов... И пошло-поехало))

На "Герое нашего времени" Лермонтова удивленно поняла, что и в школьной программе есть что читать)).
Понравились: Лермонтов, Достоевский, Булгаков, Маяковский, Есенин, Гумилев.
Читабельны без отторжения и с толикой интереса: Толстой, Куприн, Тургенев
Не пошли никак у меня: Гоголь, Чехов, Горький.
Гоголь вообще категоричное нет.
Чехов вгоняет в депрессию.
Горький - читала его "детство", "мать".. Ну.. Не нра.


Да! Как же я мог забыть - "Герой нашего времени".
Когда прочитал, а потом "проходил" в школе, сильно дивился, что про "лишнего человека" - это все, что программа оттуда выудила.
Там все гораздо глубже, сложнее.

Пушкин потряс. Лирика, "Борис Годунов", "Маленькие трагедии". До сих пор поражаюсь, как он ухитрялся так расставить слова.
В 9-м классе прочитал "Преступление и наказание". Произвело такое впечатление, что ломанулся читать непрограммное - "Карамазовых", "Идиота", "Игрока", "Белые ночи" и т.д.

Эти двое "программных" остались со мной на всю жизнь.

Уже во взрослом возрасте наткнулся на "Зеленый шум" Некрасова, который был в школьной программе. Наконец, понял, о чем это. Офигел.
В армии прочитал Тургенева "Первую любовь". Поскольку незадолго до этого был свидетелем практически такого же (с поправкой на эпоху, естественно) сюжета в реальной жизни, торкнуло не по-детски.

Вообще, во взрослом возрасте решил для себя, что школьная программа по литературе - это знакомство с ней. То есть, не обязательно ребенку все понимать. Потом вспомнишь, перечитаешь, поймешь, проникнешься. Главное, чтобы было что вспоминать.

Всё верно, именно знакомство. Чтобы потом уже совершенно по-другому, с другим взглядом прочесть - и поразиться, сколько же на самом деле тут мыслей и чувств.

Как раз Чернышевский и задел - едва ли не больше прочего поименованного (литературу, рекомендованную на лето в начальной школе, упоминать не буду - хотя до сих пор многое советую знакомым с подросшими детьми. "Девочка в бурном море", "Голова античной богини", "Стрелы над крепостью"... Эх.).

Бог с ними, со снами Верочки - чего только не пригрезится юной женщине с трудным детством и сложной личной жизнью. А вот какие-то мелочи, которые подмечены были почти с толстовской точностью (ну, покидайтесь тапками, если желаете, но вспомните эпизод с гипотетической девушкой, которая утром надела одно из двух имевшихся у нее платьев)...

Или, может, наложилось то, что параллельно "Маленькая хозяйка большого дома" была, с той же ключевой проблемой, но в "бохатом" антураже и с бедным решением.

В общем, за реабилитацию Николая Гавриловича ))) Он в романисты и не лез, в чем сам признавался. Прямо в этом тексте и признавался: "У меня нет ни тени художественного таланта. Я даже и языком-то владею плохо. Но это все-таки ничего: читай, добрейшая публика! прочтешь не без пользы. Истина - хорошая вещь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей. Поэтому я скажу тебе: если б я не предупредил тебя, тебе, пожалуй, показалось бы, что повесть написана художественно, что у автора
много поэтического таланта. Но я предупредил тебя, что таланта у меня нет, - ты и будешь знать теперь, что все достоинства повести даны ей только ее истинностью." ))))

А для социального памфлета - великолепная вещь.

Мастер и Маргарита в выпускном классе школы - это была любовь с первого взгляда. Когда пришло время писать выпускное сочинение по литературе восторгу не было предела, т.к. была тема по этому произведению, кроме того тут же вышла песня Арии Бал у князя тьмы. Экзамен превратился в какой-то невероятный творческий порыв, в голове звучит песня и строчки Булгакова, все мысли с трудом умещаются в нужное количество страниц. Результат естественно на отлично. Это был лучший экзамен в жизни :)


Нет, школа каторгой была для меня, рисование только нравилось (на выставку мои художества отправляли), библиотека домашняя рулила, глотал книги пачками.

Домашняя библиотека действительно рулила.

В первом классе на уроках "внеклассного чтения" мы читали "Хоббита" (1980й год!), толкинизм настиг меня через 13 лет.
Из того что ушибло - Достоевский и Булгаков (Мастера уже в школе проходили в разгар перестройки). И сразу отхлынуло, пытался возвращаться к ним обоим, не идет. Исключения составляют только Булгаковские рассказы и Село Степанчиково и его обитатели.
Войну и мир все собираюсь прочитать второй раз после школы, но пока не спешу - время еще есть)))

Вам повело))

Удивительно, редко встретишь такого человека.
Большинство говорят, что Достоевский скучно, а Толстой графоман, а Тургенев устарел.

Ну да, только в МиМ это место и понравилось. Книг перечитал вагон, больше нравилась фантастика за полет мыслей и идей. А в 14 лет у бабки в деревне прочел Евангелие - вштырило не по-децки. Потом только про богов всех времен и народов читал.

А как красиво Калевала написана...

Читал очень много, но не из школьной программы. Из-за какой-то подростковой вредности. Дурак в общем был. Или учителя гнусные - не то что не смогли заинтересовать, а оттолкнули.

Может, пафосом и оттолкнули...

В основном, школьная программа вызывала отвращение и омерзение. В современных книгах, которые можно читать для удовольствия (суммарно несколько штук на русском в хороший год) так не пишут.
И хорошо, что не пишут.

Да сейчас и весь литературный рынок качественно по-иному выглядит.

?

Log in

No account? Create an account