?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Depression

Список психиатрических страшилок будет неполным, если не упомянуть о шоковых методах лечения. В отличие от лоботомии, применявшейся больше за рубежом, чем в отечественной психиатрии, эти методы пользовались одинаковой популярностью и у нас, и у них. Стоит, правда, сделать небольшое уточнение: пик их популярности пришёлся на годы, предшествовавшие открытию нейролептиков.


Да и сами эти методы применялись не столько из-за того, что доктора все поголовно были такими уж отъявленными гуманистами и последователями методов Священной Инквизиции. Просто действительно было нечем лечить: камфара, каннабис, производные опия и барбитуровой кислоты, конечно, рядом пациентов только приветствовались, но ожидаемого эффекта (странно, с чего бы это?) не давали. Соответственно, психиатрические лечебницы того времени, по сути и по духу, были скорее пансионатами для длительного, зачастую пожизненного, пребывания психически больных людей.

Зато было замечено, что в экстремальной, а порой граничащей с риском для жизни ситуации, и организм в целом, и психика в частности мобилизуют свои резервы - и нередко наступает ремиссия. Своего рода аварийная перезагрузка системы получается. А раз так - почему бы не устроить её целенаправленно и принудительно? Безусловно, для каждой из трёх методик (инсулинокоматозная, электросудорожная и атропиношоковая терапия) разработчики и сторонники приводили массу тезисов в их пользу, подводили под них научную базу, считавшуюся на то время современной и очень стройной, но в общих чертах суть одна: шок и перезагрузка.

Электросудорожная терапия. Можно было бы сказать, что прообраз этого метода лечения уходит корнями в пятый век до нашей эры: древние греки порою сажали особо бесноватых товарищей на электрического ската. Они вообще были суровы в отношении психически больных людей, эти древние греки. Потом цивилизация пришла в упадок, и метод как-то забылся. Да и где на всех страждущих этих электрических скатов напасёшься? А до открытия санатория особого профиля в местах обитания этих примечательных созданий тогда как-то не додумались, да и не до того было.
Вновь вспомнили о методе в тридцатых годах прошлого века, что вполне закономерно: если электричество входит в моду, отчего бы им кого-нибудь не долбануть? Естественно, в самых гуманных целях. Попробовали - понравилось. В сороковые-пятидесятые годы электросудорожная терапия начинает применяться с особым задором и наиболее массово: ей уже вовсю лечат не только тяжёлые психозы, но и лёгкие депрессии, и неврозы, особенно обсессивно-компульсивные, и от вредных привычек сразу электроды на голову лепят, и для лечения гомосексуализма широко применяют (в основном на Западе, наши отечественные коллеги как-то не прониклись остротой проблемы однополой любви). Даже с открытием нейролептиков и антидепрессантов метод не теряет популярности: ведь есть резистентные к лечению тяжёлые психотические состояния, когда он действительно показывает свою эффективность. И даже в двадцать первом веке количество пациентов, получающих такую терапию правда, по намного более строгим показаниям), приближается (а порою и превышает) к миллиону в год.

Сам метод прост, дешев и сердит: разряд тока с электродов, приложенных к голове пациента, вызывает большой судорожный эпиприпадок. Если процедура проведена правильно, пациент после того, как приходит в себя, благополучно амнезирует весь отрезок времени, начиная с момента подачи разряда и заканчивая моментом пробуждения. Курс заметно варьирует по количеству процедур: от 5 до 25, 2-3 раза в неделю. В ряде случаев перед процедурой вводят препараты, расслабляющие мускулатуру (от диазепама до листенона) - чтобы в ходе припадка пациент не травмировал себя. Иногда, чтобы добиться особо щадящего режима, применяют ещё и общую анестезию.

Почему, несмотря на простоту и дешевизну метода, он сейчас применяется не столь часто (я бы даже сказал - довольно редко)? Всё просто: в действие вступила общая для таких случаев закономерность. К тому времени, когда схлынула волна первого очарования и первых восторгов, когда унялся маниакальный зуд в руках, оказалось, что успел накопиться солидный архив наблюдений за пациентами, получавшими электросудорожную терапию. В том числе и за теми, кто получал её часто и помногу. И выяснилось, что кроме неприятных эффектов, которые можно наблюдать во время самой процедуры и в первые часы после неё (а это могут быть и переломы челюсти, и нарушение целостности зубов из-за спазма жевательных мышц, и повышение давления, артериального и внутриглазного, и нарушение работы сердца, переломы или подвывихи позвонков и ещё целый ряд осложнений), есть и отсроченные эффекты. И наиболее тревожны из них - это ухудшение памяти, а иногда и снижение интеллекта. Далеко не у всех, чаще у тех пациентов, которым делали электросудорожную терапию часто и сильными разрядами - но тем не менее, сигнал тревожный. В чём-то эти изменения оказались похожими на те нарушения психики, которые происходят, к примеру, у профессиональных боксёров: тоже не сразу, тоже исподволь, но со временем всё заметнее.

Поэтому и решили... нет, не завязывать с этим делом, а применять его лишь тогда, когда лекарства толком не помогают, а состояние тяжелое: кататония, мощный психоз с галлюцинациями и бредом, тяжелейшая депрессия или, наоборот, мощная мания. Очень редко - при затянувшихся тяжёлых неврозах, сильно ухудшающих качество жизни пациента. И то во всех случаях лишь с согласия пациента. Либо, если он недееспособен - с согласия его опекуна.

Об инсулинокоматозной и атропиношоковой терапии - в следующем посте.

Recent Posts from This Journal

  • Предостережение. Оно же оправдание

    Попытки найти в приведённых ниже байках признаки нарушения врачебной тайны, этики, а также прав пациентов столь же бесплодны, сколь и опасны для…

  • Лаванду? Или реланиум?

    Я недавно писал о том, как запахи влияют на поведение, и вот наткнулся ещё на одно интересное исследование в тему. Правда, ни о…

  • Тест на ВИЧ по смартфону

    - У вас есть справка о том, что вы не инфицированы ВИЧ? - Есть. - Можете порвать и выкинуть. © Рандеву на заднем сиденье…

  • О, этот запах!

    Вывод о том, что запахи довольно сильно влияют на поведение живых существ, сделан уже давно. Да и научных трудов на эту тему…

  • Субъективный возраст

    Разговорились мы тут на днях с дядей Вовой — думаю, персонажа и главного героя целой серии баек знают многие из вас. Он как раз приехал в…

  • Урбанистический минимализм

    Проводил позавчера дочь на занятия по английскому, решил прогуляться по кварталу, где их офис находится. Иду по дорожке вдоль…

  • И сказку на ночь!

    Сегодня ещё раз вспомнил анекдот, которым не так давно с вами делился — и тоже в качестве преамбулы. Повторюсь ещё разок, уж не…

  • Не тестостероном единым...

    Причины агрессии, проявляемой при взаимоотношениях в коллективе, а также травли (или буллинга, как модно сейчас выражаться), не…

  • Псилоцибину дали зеленый свет

    Направления, по которым идёт развитие психофармакологии, только на первый взгляд хаотичны, разнонаправлены и непредсказуемы. На…

promo dpmmax июль 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

Comments

( 129 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
muggsy_white
Oct. 24th, 2017 07:21 am (UTC)
Только что читала другой ваш пост и задала вопрос о лечении электричеством, и вот сразу ответ) быстро вы, док)))
dpmmax
Oct. 24th, 2017 07:36 am (UTC)
Ну вот так вышло)
(no subject) - yu3x - Oct. 24th, 2017 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - irina_zubkova - Oct. 24th, 2017 09:59 am (UTC) - Expand
provintiale
Oct. 24th, 2017 07:28 am (UTC)
Ох, попадешься к вам... Нет уж, лучше сам со своими зелеными человечками разберусь, есть-пить они не просят и током не бьются!
lrlay777
Oct. 24th, 2017 07:32 am (UTC)
Написал же доктор- сейчас практикуется редко. Только для тех, кто не только сам не может разобраться с зелеными человечками, но даже и нейролептики не помогают.
(no subject) - dpmmax - Oct. 24th, 2017 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - derand - Oct. 24th, 2017 09:27 am (UTC) - Expand
lrlay777
Oct. 24th, 2017 07:34 am (UTC)
А я то думал, что лечение электричеством (американская система исполнения наказаний за тяжкие преступления - не в счет)- это что то вроде электросна. Безобидная штука. А оказывается это - другое и совсем не так приятно..
dpmmax
Oct. 24th, 2017 07:35 am (UTC)
Электросон - это совсем другая штука)
(no subject) - lrlay777 - Oct. 24th, 2017 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Oct. 24th, 2017 07:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - yachtweek - Oct. 24th, 2017 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Oct. 24th, 2017 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - yachtweek - Oct. 24th, 2017 09:18 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - nivanych - Oct. 24th, 2017 08:51 pm (UTC) - Expand
Aleksei Sinitsyn
Oct. 24th, 2017 07:38 am (UTC)
Одного, не будем показывать пальцем хотя его звали Роберт Пирсиг, так вылечили. Да так, что он после этого книжку написал.
lrlay777
Oct. 24th, 2017 07:42 am (UTC)
Написание книжки- еще не критерий здоровья. Сейчас, в эпоху полной свободы слова такая литература попадается, что это не критерий явно).
(no subject) - Aleksei Sinitsyn - Oct. 24th, 2017 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Oct. 24th, 2017 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - Aleksei Sinitsyn - Oct. 24th, 2017 07:47 am (UTC) - Expand
scabii
Oct. 24th, 2017 07:47 am (UTC)
да. как работает - херь ево знает, но работает. организм вообще штука странная.
у моегоо однокурсника была интересная ферментная аберрация - он от большого количества сала под легкой балдой находился. как будто грамм сто опрокинул. его даже на патфиз хотели сдать на опыты. еле отбаранился. но случай вроде как описали.
а другой знакомец все бухнуть хотел по-человечьи. да никак - он как полста накинет, чихать начинал,чесаться и покрываться пупырями. ну, тут хоть патогенез более-менее понятен.
вывод: расслабиться хотят все. поэтому я за лигалайз. даклад окончил))
dpmmax
Oct. 24th, 2017 07:51 am (UTC)
Доклад принял)
brandenburg_900
Oct. 24th, 2017 07:50 am (UTC)
Вот про скатов интересно.
Имеет смысл возродить именно со скатами,
поближе к природе, так сказать,
натурпродукт)))
dpmmax
Oct. 24th, 2017 07:51 am (UTC)
Экологичное лечение)
(no subject) - scabii - Oct. 24th, 2017 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Oct. 24th, 2017 08:51 pm (UTC) - Expand
rpstudio
Oct. 24th, 2017 07:51 am (UTC)
Ну и вот он, КОМБИНАТ, во всей красе! А если я, допустим, индеец, не хочу лечиться лепестричеством?
dpmmax
Oct. 24th, 2017 07:52 am (UTC)
Ну не хотите - значит, не будут)
(no subject) - derand - Oct. 24th, 2017 09:29 am (UTC) - Expand
spretor12
Oct. 24th, 2017 07:58 am (UTC)
Жестоко, однако! По мозгам, да электротоком...

А если что-то пойдет не так и все пережжет нафиг?

Овощь?
dpmmax
Oct. 24th, 2017 08:46 am (UTC)
Да, выйдет так.
polenadisto
Oct. 24th, 2017 08:09 am (UTC)
>>И даже в двадцать первом веке количество пациентов, получающих такую терапию правда, по намного более строгим показаниям), приближается (а порою и превышает) к миллиону в год

А это данные по всей Земле или как?
Вообще, задумался о психиатрии в "странах третьего мира"...
dpmmax
Oct. 24th, 2017 08:45 am (UTC)
По всей Земле, да.
prostopop
Oct. 24th, 2017 08:23 am (UTC)
Док, в связи с последними событиями на эхе москвы, ответьте: возможно ли психа с бредом как-то направлять на преступления, использовать в чужих целях? Или это нереально и они неуправляемы?
dpmmax
Oct. 24th, 2017 08:45 am (UTC)
Так, чтобы специально - вряд ли. Разве что использовать, как орудие, человека, который вплёл сам жертву в структуру своего бреда.
prostak_1982
Oct. 24th, 2017 08:23 am (UTC)
А у вас были статьи по истории лоботомии? И почему этот метод некоторое время был столь популярен? Человек же овощем становится.
dpmmax
Oct. 24th, 2017 08:44 am (UTC)
Вчера была.
(no subject) - prostak_1982 - Oct. 24th, 2017 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - latynanin - Oct. 24th, 2017 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - lkazarian - Oct. 24th, 2017 06:02 pm (UTC) - Expand
руша
Oct. 24th, 2017 08:48 am (UTC)
Читала, что у эпилептиков не бывает шизофрении. Если это правда, может это связано именно с регулярной "аварийной перезагрузкой системы?"
dpmmax
Oct. 24th, 2017 08:49 am (UTC)
На самом деле крайне редкое сочетание шизофрении и эпиприступов, так что можно предположить и такое.
(no subject) - derand - Oct. 24th, 2017 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - chestnyj_cinik - Oct. 24th, 2017 11:25 am (UTC) - Expand
yurayakunin
Oct. 24th, 2017 09:44 am (UTC)
Привет дорогой!
Не хотел бы я попасть под электрошок. :)
amakh
Oct. 24th, 2017 12:53 pm (UTC)
А ещё сильнее не хочется попасть на электрический стульчик...)))

(no subject) - yurayakunin - Oct. 24th, 2017 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - joe_dominges - Oct. 26th, 2017 04:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Oct. 24th, 2017 01:29 pm (UTC) - Expand
teodorih_lis
Oct. 24th, 2017 09:52 am (UTC)
Здравствуйте.
и для лечения гомосексуализма широко применяют (в основном на Западе, наши отечественные коллеги как-то не прониклись остротой проблемы однополой любви)
А у вас есть что-то на эту тему? Почему-то думается что с этим вопросом не все так однозначно. При чем эпидемия растет и распространяется. Сначала придумали юнисекс, а потом уже и вовсе уже лозунги о толерантности к меньшинствам и уже даже очень модно быть представителем ЛГБТ сообщества (так по крайней мере подают).
У нас действительно не стояла так остро такая проблема как на Западе. Но о том что психиатрия пыталась это лечить уже тоже и кино снимают и упоминают.
Демонстративное поведение представителей сексменьшинств уже и выглядит как демонстрация разного рода отклонений.
Что это за явление такое в обществе, как массовое помешательство, чем может быть вызвано, что думают врачи?
Если у вас есть размышления на эту тему, какие-то примеры из врачебной практики, было бы очень интересно прочитать у вас пост и ваше мнение, тема очень актуальная, вы даже о ней тут упомянули.
lkazarian
Oct. 24th, 2017 11:06 am (UTC)
Психиатры поддались политическому давлению и признали гомосексуализм вариантом половой нормы. Но на этом не остановились, а пустились во все тяжкие, и несколько лет назад включили Любовь в классификацию психических расстройств, - тем самым, впрочем, признав, что гомосексуализм не имеет отношения к любви. Теперь, наоборот, преследуют психиатров, которые занимаются лечением гомосексуализма, даже если к ним люди обращаются добровольно.
(no subject) - teodorih_lis - Oct. 24th, 2017 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - dzenjer - Oct. 24th, 2017 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teodorih_lis - Oct. 24th, 2017 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dzenjer - Oct. 24th, 2017 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teodorih_lis - Oct. 24th, 2017 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dzenjer - Oct. 24th, 2017 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teodorih_lis - Oct. 24th, 2017 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dzenjer - Oct. 24th, 2017 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teodorih_lis - Oct. 24th, 2017 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alexander Papuga - Oct. 25th, 2017 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teodorih_lis - Oct. 25th, 2017 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alexander Papuga - Oct. 25th, 2017 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teodorih_lis - Oct. 25th, 2017 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Илья Петров - Jan. 8th, 2018 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teodorih_lis - Jan. 8th, 2018 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Илья Петров - Jan. 8th, 2018 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teodorih_lis - Jan. 8th, 2018 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teodorih_lis - Jan. 8th, 2018 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - joe_dominges - Oct. 25th, 2017 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - dzenjer - Oct. 25th, 2017 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - joe_dominges - Oct. 26th, 2017 04:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - dzenjer - Oct. 26th, 2017 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - joe_dominges - Oct. 27th, 2017 05:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - dzenjer - Oct. 27th, 2017 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lkazarian - Oct. 24th, 2017 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lkazarian - Oct. 24th, 2017 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - teodorih_lis - Oct. 24th, 2017 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lkazarian - Oct. 24th, 2017 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Etshe chego zahoteli - Oct. 26th, 2017 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - lkazarian - Oct. 26th, 2017 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - Etshe chego zahoteli - Oct. 26th, 2017 11:21 am (UTC) - Expand
Re: Здравствуйте. - dpmmax - Oct. 24th, 2017 01:29 pm (UTC) - Expand
Re: Здравствуйте. - teodorih_lis - Oct. 24th, 2017 01:54 pm (UTC) - Expand
Re: Здравствуйте. - lkazarian - Oct. 24th, 2017 05:57 pm (UTC) - Expand
Re: Здравствуйте. - liolio - Oct. 25th, 2017 12:14 pm (UTC) - Expand
latynanin
Oct. 24th, 2017 10:05 am (UTC)
От нейролептиков ведь тоже иногда бывает и ухудшение памяти, а иногда и снижение интеллекта. Значит главная причина отказа - именно соматический вред?
dpmmax
Oct. 24th, 2017 01:27 pm (UTC)
Сочетание соматического вреда и психоорганической симптоматики.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 129 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com