dpmmax (dpmmax) wrote,
dpmmax
dpmmax

Category:
  • Mood:

Поэт в России...



...а) больше, чем поэт; б) меньше, чем поэт; в) равен поэту (нужное подчеркнуть). Правда, речь сегодня я хотел завести о писателях, но и поэтам тоже достанется. Пока идут выходные и праздничные дни, объём прочитанной литературы заметно вырос, и кристаллизовались некоторые соображения.


Того, что бытие определяет сознание, никто не отменял. И потому редкое произведение долетит до середины Днепра лишено духа своего времени - если не считать сказок о Мумми-троллях, толкиеновской саги о Кольце, книг о Гарри Поттере и ещё ряде произведений вне времени и социума. Более того - ряд из них, этих произведений, довольно заметно заряжен размышлениями автора, что называется, о времени и о себе. Ну или о своём герое в этом самом времени. То есть, они, эти произведения, социализированы, а порою и политизированы. Взять того же Джонатана Свифта. Ведь его трилогия «Путешествия Гулливера» - это же сатира, социальная и политическая. Если, естественно, читать не адаптированный вариант.

А Джеймс Фенимор Купер? А Джек Лондон? А Гарриет Бичер-Стоу с её "Хижиной дяди Тома", написанной столь своевременно и талантливо, что поневоле, в порядке лёгкой паранойи, задумываешься о правильно размещённом политическом заказе?

Наши, отечественные писатели - это вообще отдельная тема. "Недоросль" обрусевшего господина фон Визена (Фонвизина, на русский лад), "Горе от ума" Грибоедова, "Собачье сердце" Булгакова - да что я вам школьную программу-то перечисляю? Наша русская литература - она вообще сплошной конфликт героя и эпохи. Ну, за исключением, пожалуй, социалистического реализма, где герой, как ему и положено, героически борется с трудностями, рождёнными чьим-то головотяпством (в конце концов, не советскую же бондиану писать, у нас все шпиёны пойманы милицией и КГБ). А Маяковский? Тот вообще на госзаказе какое-то время плотно сидел. Даже Леонид Мартынов не удержался:

Чтоб не сгорели ваши домики
Со всеми вашими надеждами,
Поопасайтесь быть невеждами
В политике и экономике.

И даже в жанре фантастическом и фэнтезийном, на первый взгляд, не особо политизированном, находящемся в некотором отрыве от общественных реалий, наши авторы продолжают оставаться... хорошо, пусть прозвучит слово "пассионарный". И трендовые настроения того периода, когда писалось то или иное их произведение, очень хорошо и заметно передаются в самих книгах. Я не имею в виду всех подряд - я говорю о ряде из них, но таковых ведь немало. Подчеркну особо, что лично я не вижу в этом ничего плохого: вспомните, бытие определяет сознание, и автор просто экстраполирует свои мысли и чаянья на своё труд.

Вот, например, серия "Волкодав" Марии Семёновой. Написана талантливо, красиво - и как раз в то время, когда все вдруг решили припасть к своим, так сказать, истокам и корням. Следом а ней тут же появилась когорта подражателей - ну да бог с ними.

Чуть позже, когда стихает эта волна и наступает понимание, что дикий капитализм девяностых никому, кроме горстки людей, не принёс исполнения мечты о личном финансовом счастье с частным самолётом и виллой где-нибудь на тёплом море, появляется ряд книг, в которых герой, не нашедший себе места в этой реальности, вдруг попадает в ТУ. И уж там-то он себя реализует со страшной силой. Поскольку и рояли в кустах, и возможность сохраниться перед переходом на следующий уровень - словом, за наши девяностые ему тот мир ещё ответит. Могу даже особо не перечислять авторов - про попаданцев читали многие. И да, все ГГ за просвещённую монархию и резко против демократии и либерализма.

Правда, через некоторое время, видимо, пришло осознание, что рэмбующими и терминаторствующими, а также мерисьюшничающими попаданцами и попаданками читатель уже объелся и его тошнит. И тогда появляются книги с первыми попытками создать стиль попаданческого реализма - как, например, делает это Артём Каменистый в серии "Девятый".

И, наконец, к текущему моменту вырисовывается ещё один интересный жанр. Видимо, жизнь-то стала налаживаться, пусть недовольство властью и остаётся. Это - жанр альтернативной истории с элементами прогрессорства, и к последним годам он набирает силу. Нет, он был и раньше, и не только у нас (вспомнить только Кристофера Сташефф). Но сейчас, какая подборка авторов и книг: Роман Злотников с его серией "Генерал-адмирал", где ГГ попадает в тело дяди Николая II, серия "Бешеный прапорщик" Дмитрия Зуркова и Игоря Черепнева, где ГГ хочет именить ход Первой мировой, серия "Агренёв" Алексея Кулакова и "Поводырь" Андрея Дая. Народ пишет о том, как можно было бы, ная прикуп, изменить историю своей страны. Не убежать куда-то, где ГГ будет круче страусиных яиц, а что-то изменить тут, у себя, пусть и в прошлом. Тоже своего рода элемент эскапизма, но тем не менее.

Вот интересно - в зарубежной фантастике и фэнтези тоже имеет место такая же социальная и политическа заряженность? Ну, Оруэлл - это понятно, но что-то я не особо встречал её у других. Или, может, они просто не переводились на русский, равно как и книги этих наших авторов - на английский и другие иностранные?

Tags: Место для дискуссий
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo dpmmax july 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 176 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →