?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Шеф сказал: бурундук птичка - ищи крылья.
© Свод трудовых правил и понятий


С категоричностью мышления сталкивается любой из нас: на работе, дома, в интернете - везде этого добра хватает. Не так чтобы у всех поголовно, но и редким явлением не назвать. Причём проявляется это качество вне зависимости от возраста и пола. Есть, правда, тенденция к тому, что у людей постарше такая категоричность в среднем встречается чаще, но и молодые, которые свято убеждены, что правильно только так, а остальное от лукавого - не редкость.


Собственно, само название уже вполне достаточно описывает это явление. Отсутствие гибкости, нежелание слезть со своей кочки зрения и рассмотреть проблему под иным углом, святая вера в правильность определённого набора постулатов, которыми этот конкретный человек успел обзавестись либо с годами, либо потому, что мама так сказала, или вот там так было написано. Скудость оценочной палитры: человек или хороший или...так. Мерзавец, а мерзавец? Есть чёрное, есть белое, а все эти ваши 50 оттенков серого - да вы, батенька, знаете толк в извращениях!

А между тем, если рассматривать категоричность мышления, как симптом, то оказывается, что она довольно тесно и неотрывно связана со снижением интеллекта. Либо врождённым, когда речь идёт о молодом человеке, либо о благоприобретённом, если она вдруг появляется с годами впервые. Почему так?

Дело в том, что интеллект связан с такими качествами мышления, как подвижность, пластичность и обучаемость. Способность не только оперировать уже имеющимся багажом информации, но и оперативно усваивать новое. А также, с учётом этого нового, с учётом меняющихся условий и обстоятельств, вовремя проводить ревизию того самого накопленного багажа знаний. И не впадать в ступор с последующим непреодолимым желанием собрать дровишки для костра от того, что Земля-то, оказывается, круглая. И не цепляться за давно ставшие привычными догматы, как якорем за грунт - а то, мол, унесёт в открытое море - а присмотреться: нет ли тут рационального зерна?

Эта категоричность - словно защита психики от избыточных, запредельных для данного конкретного человека усилий. В самом деле: проще опираться на чёткий (как правило, сравнительно небольшой) набор постулатов и установок, чем давать себе труд каждый раз рассматривать ситуацию более широко и постоянно производить проверку, а то и переоценку привычных, устоявшихся суждений. Любой стереотип изначально играет энергосберегающую роль, и во многих ситуациях она конструктивна: не учиться же ходить каждый раз заново. Но вот когда вся жизнь (ну хорошо, пусть не вся, а большая её часть) превращается в набор стереотипов, а которые человек изо всех сил цепляется...

Нет, не спешите возмущаться, поспешно поставив знак равенства между категоричностью и слабоумием. Снижение или изначальный недостаток интеллекта могут быть вовсе не столь большими и не достигать даже пограничных между нормой и патологией величин. Тут даже конституциональной глупостью может не пахнуть - но само снижение всё же будет.

Posts from This Journal by “Общая психопатология” Tag

  • Психиатрия для самоваров и чайников

    Ну вот, в очередной раз свершилось. Теперь можно числить за собой ещё одну книгу. Не художественную, но, я надеюсь, вполне себе удобочитаемую. А…

  • Синдромы с красивыми названиями, часть вторая

    Продолжу знакомить вас с симптомами и синдромами в психиатрии и неврологии, которые получили красивые, звучные наименования. Кстати, заметил одну…

  • Синдромы с красивыми названиями, часть первая

    фотонатюрморт работы Елены Татульян Помнится, в институте на кафедре микробиологии профессор восхищался - дескать, какие красивые названия…

  • Доктор Лектор

    Давно зрела мысль оформить часть своих статей - особенно тех, которые касаются психиатрии и психопатологии - в видеоформате. Сделать что-то вроде…

  • Сколько будет дважды два?

    Это варианты ответов на очень простой вопрос. Нечто вроде практического пособия для студентов медвуза на цикле психиатрии. Несерьёзного пособия, но,…

  • Негативные синдромы, часть пятая

    Амнестические расстройства. При этом негативном синдроме страдает прежде всего память. И в основном память. Интеллект страдает не столь заметно:…

  • Негативные синдромы, часть четвёртая

    Снижение (или редукция) энергетического потенциала. Наряду с нажитой шизоидизацией , этот синдром наиболее характерен именно для тех…

  • Негативные синдромы, часть третья

    Дисгармония личности. По внешним проявлениям довольно отчётливо напоминает психопатию. Правда, есть два больших «но». Во-первых,…

  • Негативные синдромы, часть вторая

    Субъективно осознаваемое изменение «Я». Помните кота Матроскина? «А я всё чаще замечаю, будто меня кто-то подменил. О морях и…

promo dpmmax июль 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной…

Comments

( 302 comments — Leave a comment )
Page 1 of 8
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>
doloylamu
Nov. 29th, 2017 07:09 am (UTC)
Возможно, самое умное слово - возможно.
dpmmax
Nov. 29th, 2017 08:26 am (UTC)
)))))))))))))
(no subject) - ssss1260 - Dec. 1st, 2017 07:34 am (UTC) - Expand
maya4ok4
Nov. 29th, 2017 07:14 am (UTC)
"Старость - это заключение сознания в замкнутый круг шаблонов восприятия"
dpmmax
Nov. 29th, 2017 08:26 am (UTC)
Да.
(no subject) - maya4ok4 - Nov. 29th, 2017 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - chlorian - Nov. 29th, 2017 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maya4ok4 - Nov. 29th, 2017 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex444420 - Dec. 2nd, 2017 01:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - maya4ok4 - Dec. 2nd, 2017 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - Сергей Каравашкин - Dec. 1st, 2017 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - maya4ok4 - Dec. 1st, 2017 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_yas - Dec. 1st, 2017 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikuntsor - Dec. 4th, 2017 05:55 am (UTC) - Expand
brandenburg_900
Nov. 29th, 2017 07:15 am (UTC)
По другому это называется самодурство)
Костность мЫшленья и его локализованность,
вкупе с отсутствием желания искать консенсуссс и с желанием плЮвать на плюрализм -
это гремучая смесь, порождающая волюнтаризм, авторитаризм и деспотизм))
w_postoronnim
Nov. 29th, 2017 07:24 am (UTC)
Плюя на плюрализм, деспотично заявляю вам: писать "костность" - неправильно)))
(no subject) - soroma_77 - Nov. 29th, 2017 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - moidodblr - Nov. 29th, 2017 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - neudel_2010 - Nov. 29th, 2017 11:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - poni_cap - Dec. 1st, 2017 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Евгения Пескова - Dec. 5th, 2017 07:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Nov. 29th, 2017 08:25 am (UTC) - Expand
alexey_donskoy
Nov. 29th, 2017 07:16 am (UTC)
Что-то там про "быть наполовину беременной" вспоминается :)
Есть довольно много вполне чётких и однозначных вопросов, ответов и определений.
И как раз к полутонам, плюрализму мнений с отрицанием категоричности апеллируют в этих вопросах демагоги, которым НУЖНО продавить свою точку зрения вопреки очевидности и принципиальной однозначности.

Edited at 2017-11-29 07:17 am (UTC)
dpmmax
Nov. 29th, 2017 08:26 am (UTC)
Ну демагоги-то везде без мыла влезут)
(no subject) - alexey_donskoy - Nov. 29th, 2017 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - neudel_2010 - Nov. 30th, 2017 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - junkovitch - Nov. 29th, 2017 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexey_donskoy - Nov. 29th, 2017 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - kubikknorr - Dec. 1st, 2017 08:48 am (UTC) - Expand
average_russian
Nov. 29th, 2017 07:17 am (UTC)
херасе, Вы тут скрепы расшатали ))
dpmmax
Nov. 29th, 2017 08:24 am (UTC)
А то)
(no subject) - catsapp - Nov. 29th, 2017 09:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - average_russian - Nov. 29th, 2017 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - catsapp - Nov. 29th, 2017 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - average_russian - Nov. 29th, 2017 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - catsapp - Nov. 29th, 2017 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - average_russian - Nov. 29th, 2017 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - catsapp - Nov. 29th, 2017 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - gboldirev - Nov. 29th, 2017 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - average_russian - Nov. 29th, 2017 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gboldirev - Nov. 29th, 2017 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - illuminatenorde - Dec. 1st, 2017 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - catsapp - Dec. 1st, 2017 09:32 am (UTC) - Expand
podgosha
Nov. 29th, 2017 07:18 am (UTC)
Этот пост написан с медицинской точки зрения или общечеловеческой?

flat_area
Nov. 29th, 2017 07:53 am (UTC)
Зависит от того, насколько у доктора длинные руки. Если дотянется до кого, будет с медицинской :-) :-) :-)
у доктора длинные руки - byg - Dec. 1st, 2017 04:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Nov. 29th, 2017 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - podgosha - Nov. 30th, 2017 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - auriliann - Dec. 1st, 2017 10:01 am (UTC) - Expand
gera544
Nov. 29th, 2017 07:24 am (UTC)
Это, да. Совершенно согласна.
dpmmax
Nov. 29th, 2017 08:23 am (UTC)
Спасибо.
(no subject) - gera544 - Nov. 29th, 2017 08:27 am (UTC) - Expand
harsh_man
Nov. 29th, 2017 07:29 am (UTC)
Связанная тема
https://marss2.livejournal.com/3195404.html


Edited at 2017-11-29 07:29 am (UTC)
dpmmax
Nov. 29th, 2017 08:23 am (UTC)
Спасибо.
дарвин - byg - Dec. 1st, 2017 04:51 am (UTC) - Expand
lrlay777
Nov. 29th, 2017 07:36 am (UTC)
Меня люди из-за нелюбви к черно- белой трактовке событий и персоналий часто записывают или в коварные евреи (что еще терпимо- я не антисемит), которые хотят специально все запутать, либо в интеллигенты- а это уже обидно(((
Пусть уж лучше евреем считают. Но какой я интеллигент- вы что?!
Но меня бесит , когда люди категорично заявляют: вот здесь сплошь- правда и свет, а тут- ложь и тьма сплошь.
Ну не устроен так наш мир! Каждый человек, большое событие и явление- это сложная смесь разного!
dpmmax
Nov. 29th, 2017 08:23 am (UTC)
Но многим проще не видеть всей палитры)
(no subject) - nivanych - Nov. 29th, 2017 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - krajn - Nov. 29th, 2017 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Nov. 29th, 2017 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - Василий Ткачев - Nov. 29th, 2017 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buck_sleezy - Nov. 29th, 2017 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lrlay777 - Nov. 29th, 2017 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gamecinema - Nov. 29th, 2017 11:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lrlay777 - Nov. 30th, 2017 03:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - miroslava_l - Dec. 1st, 2017 07:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - lrlay777 - Dec. 1st, 2017 08:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - juliavine - Dec. 1st, 2017 10:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lrlay777 - Dec. 2nd, 2017 05:15 am (UTC) - Expand
gelena_s
Nov. 29th, 2017 07:43 am (UTC)
))) Я тоже зарядила серию постов про ригидность. А категоричность одна из ее характеристик.
Но я скорее сочувственно к возрастной ригидности отношусь- скорость перемен уж очень ускорилась. Хоть это и тавтология.
Впору тренинги на адаптативность устраивать.
Я бы тут так сказала- если категоричность первая реакция, то это просто защита. И если через некоторое , не очень долгое время человек новое( будь то мнение или способ) все таки принимает, то это еще не снижение интеллекта. А просто автоматические защиты.
А вот если нет, то таки да- пошло снижение функций.
dpmmax
Nov. 29th, 2017 08:23 am (UTC)
Согласен.
(no subject) - flicker581 - Nov. 29th, 2017 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - miroslava_l - Dec. 1st, 2017 07:02 am (UTC) - Expand
pzuikov
Nov. 29th, 2017 07:43 am (UTC)
А если и правда мой способ правильный, а то что предлагает оппонент(коллега) в корне неверно. И я это знаю не потому что привык так считать опираясь на стереотипное мышление, а потому что проанализировал способ предложенный оппонентом (коллегой). Как дифференцировать такое? Прочитав вашу статью оппонент (коллега) посчитает меня слабоумным стариком и сделает по своему в итоге наломав дров. Мне кажется что все таки брать за симптом подобное поведение не совсем верно, особенно если опираться лишь на него. Должны быть ведь и еще какие то изменения в поведении и интеллекте.
dpmmax
Nov. 29th, 2017 08:22 am (UTC)
Безусловно. На то и понимание, что сам по себе симптом - всего лишь симптом.
(no subject) - r_blackcat - Nov. 29th, 2017 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - krajn - Nov. 29th, 2017 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - vmel - Nov. 29th, 2017 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - pzuikov - Nov. 29th, 2017 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikkie_ever - Nov. 29th, 2017 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pzuikov - Nov. 29th, 2017 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - myleo - Dec. 1st, 2017 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - pzuikov - Dec. 1st, 2017 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - myleo - Dec. 1st, 2017 09:30 am (UTC) - Expand
infodefence
Nov. 29th, 2017 07:45 am (UTC)

Иногда за косность и категоричность принимают обычное нежелание специалиста объяснять очередному неучу прописные истины...

dpmmax
Nov. 29th, 2017 08:21 am (UTC)
И такое бывает, конечно.
(no subject) - vmel - Nov. 29th, 2017 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_moroz - Nov. 29th, 2017 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - infodefence - Nov. 29th, 2017 09:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - some_tramp - Dec. 1st, 2017 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - Сергей Китаев - Dec. 1st, 2017 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rashupkin - Dec. 9th, 2017 10:36 am (UTC) - Expand
tais_thebest
Nov. 29th, 2017 07:46 am (UTC)
Дык, травм-то разного характера сколько с годами накапливается! Поневоле станешь беречься и закостенеешь... А жаль. Так хочется быть молодой и даже юной, невероятно богатой и абсолютно здоровой! А тут - законы природы. Упс.
dpmmax
Nov. 29th, 2017 08:21 am (UTC)
Это точно.
Aleksei Sinitsyn
Nov. 29th, 2017 07:50 am (UTC)
А вроде наоборот должно быть. В юности точно знаешь как мир революционизировать чтобы всех счастьем принудительно это самое. А кто пожил -- тот уж повидал и местами убедился что не всё так однозначно.

И, собственно, что мешает человеку щедро одарённому интеллектом быть помимо того твёрдо уверенным в обладании истиной? Эта базовая область не подлежит критике и готово дело.
flat_area
Nov. 29th, 2017 08:00 am (UTC)
Да, да, у молодых максималистов и пожилых ворчунов должны быть разные механизмы.
(no subject) - krajn - Nov. 29th, 2017 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Nov. 29th, 2017 08:21 am (UTC) - Expand
flat_area
Nov. 29th, 2017 07:51 am (UTC)
Можно не соглашусь? :-)
Есть шаблонность, про которую вы пишете, а есть упёртость. Мне кажется, этого разные понятия.
Упёртый человек не столько категоричен и необучаем, сколько не имеет мужества признать свою ошибку. Таким вырастили, выучили, больно били за ошибки, может быть. И человек, какие бы аргументы ему не привели, стоит на своём, несёт бред, захлёбывается слюной, но сказать, что был не прав не может.
dpmmax
Nov. 29th, 2017 08:20 am (UTC)
Они неравнозначны, и в то же время у них есть немало точек соприкосновения. В том числе и причинно-следственных)
(no subject) - krajn - Nov. 29th, 2017 10:58 am (UTC) - Expand
Page 1 of 8
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>
( 302 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com