Для меня знакомство с любым городом, с любой новой местностью — это не в последнюю очередь знакомство с местными музеями. Ну в самом деле, как это так: приехать на несколько дней в Санкт-Петербург и не побывать в Эрмитаже? Да я в нём жить готов, если коронуют... ой, я имел в виду — если будет время каждый день туда на экскурсии ходить.
Точно так же тема визита в Беларусь была бы раскрыта не полностью без посещения Мирского и Несвижского замков, а поездка в Ульяновск — без визита во все те дома-музеи, где живала семья Ульяновых (да будь у меня самый малый из тех домишек, я бы за здоровье царя-батюшки ежедневно свечки ставил!), в краеведческий музей, что на Венце, и в музей авиации. Ну а уж побывать в Тюмени и не заглянуть в их ресторан-музей - это вообще я не знаю что такое, фу таким быть.
А ещё что мне всегда было интересно, да так ни разу не удалось — это побывать в запасниках музеев: говорят, во многих из них хранится столько всего, что хватило бы ещё на целое отдельное здание — да вот не судьба. Потому лишь изредка из этих закромов что-то извлекается и выставляется на временных экспозициях. Но, похоже, ситуация вскоре изменится: страну охватила строительная музейная лихорадка.
Я серьёзно. Получилось так (и это что-то новенькое в нашей, простите за тавтологию, новейшей истории), что сразу несколько крупнейших национальных музеев расстроились. Не в смысле заплакали, собрали котомочки и подались побираться, а в смысле — затеяли строительство новых корпусов. Мединского стало уже не то чтобы модно — скорее, привычно критиковать. Но, что нельзя не признать - именно при нем музейная жизнь стала бить ключем, теперь вот глобальную музейную стройку организовал, музейные пространства расширяет.
Третьяковка в следующем году закончит возводить новое здание на Кадашевской набережной. В проектировании здания активно участвовал Сергей Чобан и его бюро SPEECH, и работы там в разгаре. Правда, откроют его для посещений только в 2020 — много надо сделать в плане начинки. Зато именно там будут находиться главные экспозиции, а также расположатся реставрационные мастерские и кабинет графики. Я полагаю, все помнят об очередях в Третьяковку — а тут есть шанс их уменьшить. А в 2023 году по проекту бюро Рема Колхаса реконструируют здание Новой Третьяковки на Крымском Валу. Кроме того, идёт реставрация малых музеев Третьяковки: в 2018 будет готов дом-музей Павла Корина, в конце 2019 — дом-музей семьи Третьяковых, а в 2021 — музей скульптора Анны Голубкиной.
Про лофты на территории ЗИЛа вы все, наверное, в курсе. А знаете, что там же, на территории промзоны, строится «Эрмитаж-Москва»? Автор проекта — Хани Рашид (между прочим, автор здания Национального музея в Осло). Обещают открыть экспозицию в 2021 году. Пять этажей, с галереями, посвящёнными модернизму, современному искусству и концептуальному искусству, что бы это ни значило. С ресторанами и кафе на крыше.
Строительство идёт не только в столице — в Санкт-Петербурге, в Старой Деревне, тоже возводят реставрационно-хранительный центр: там уже построены открытое фондохранилище с «Конюшенным музеем» и «Театром шпалер», лаборатория научной реставрации, административное здание, а в ближайшей перспективе, в 2018, встанет инженерно-лабораторный корпус с научно-исследовательским центром, реставрационными лабораториями и даже специальной мойкой старинных ковров и шпалер. Отсюда поверху, по переходу над железной дорогой, можно будет пройти в библиотеку. Кубическую, в 13 этажей — такой её спроектировал Рем Колхас.
Московский Политехнический музей в следующем году тоже должен будет завершить реконструкцию — откроется здание с обновлёнными экспозициями по разделам «Информация», «Энергия» и «Материя», а также музейный парк. Обещают, что появится очень интересная подземная часть музея. Японский архитектор Джунья Ишигами и инженерное бюро Arup планируют связать историческое здание музея, что на Новой площади, через подвалы музея с амфитеатром для уличных концертов, что рядом со сквером с Соловецким камнем.
ВДНХ тоже масштабно реставрируется — 37 павильонов и 17 фонтанов восстанавливают, ещё 15 павильонов возведут на месте бывших хозпостроек. В общем, будет на что посмотреть, получится целый музейный городок.
Ещё один музейный городок растёт вокруг здания Пушкинского музея — обещают, что в 2022 году он будет открыт. Не особо удивлюсь, если на очередной такой стройке увижу Мединского в строительной каске в роли прораба.
Через два года, в 2019, на месте ГЭС-2 тоже появится музей: мастерская Ренцо Пьяно и архитектор Антонио Бельведере обещают сделать из здания высокотехнологичную конфетку, а вокруг высадить берёзовую рощу — к корням припасть, ствол обнять, соку попить...
В общем, появляется всё больше мест, где интересно побывать — причём не с целью шопинга. В конце концов, духовный и эстетический голод тоже требуют своего утоления, и возможностей для этого становится больше, что не может не радовать.
Journal information