dpmmax (dpmmax) wrote,
dpmmax
dpmmax

Categories:
  • Mood:

Истерические эпидемии, часть вторая



Познакомившись с описанием истерических эпидемий в Европе и оценив их масштаб, кто-то из вас наверняка задал себе вопрос - а как же мы? Нешто в России ничего похожего не происходило? Успокою: происходило. Правда, формы принимало несколько иные, но было, было.


Благо условия для возникновения таких эпидемий тоже имелись. Правда, по большей части не в городах, а в сёлах: всё-таки, во-первых, страна была преимущественно аграрной, а во-вторых - в городе всё же жилось попроще. А так - всё как на заказ: и суровый быт, и тяжёлая работа, и своды писаных правил и неписанных понятий, да таких, что особо не разгуляешься. А душе-то хочется если не праздника, то хотя бы выходных... А тут такая лазейка, заботливо оставленная обществом: к дуракам, юродивым и блаженным у нас испокон веков отношение особое. Не сказать чтобы нежное, но довольно терпимое. Плюс рассказы тёмными вечерами в тёплой компании о том, что в соседней деревне вдова кузнеца - та ещё ведьма, и порчу наводит, едва глянув. А в Чувашском Чикилдыме и вовсе демон завёлся, Икоткой кличут, и повадился поганый в людей с прокисшим квасом проникать...

И потянулись кликуши, голося на разные лады, по церквям да монастырям. Преимущественно в Москву да в Киево-Печерскую лавру: там, говорят, батюшки дюже сильные, отчитывают на раз, вся порча из человека с корчами быстро выходит. Опять же, паломничать - не работать. Бывало, правда, и такое, что не все до церкви добирались. Терпеть-то кликуш терпели, но по их наводке могли такого натворить... Так в 1879 году в деревне Врачево Тихвинского уезда Новгородской губернии, с колдуньей разобрались без инквизиции: мол, пока доедут, пока с батюшками о взаимодействии и совместной операции договорятся:

«Убеждение, что Игнатьева колдунья находило себе поддержку в нескольких случаях нервных болезней, которым подвергались крестьянки той местности, где поселилась Игнатьева. Около Крещения 1879 г. Игнатьева приходила в дом к крестьянину Кузьмину и просила творогу, но в этом ей отказали; вскоре после того заболела его дочь, которая в припадке выкликала, что попорчена Игнатьевою. Такою же болезнью была больна крестьянка деревни Передниково Марья Иванова. Наконец, в конце января 1879 г. в деревне Врачево заболела дочь крестьянки Екатерина Иванова Зайцева, у которой ранее того умерла от подобной же болезни родная сестра, выкликавшая перед смертью, что попорчена Игнатьевой». Так как Иванова выкликала, что попорчена Игнатьевою, то ее муж, отставной рядовой Зайцев, подал жалобу уряднику, который и приезжал во Врачево для производства дознания за несколько дней до сожжения Игнатьевой. «Крестьянин Никифоров просил крестьян защитить его жену от Игнатьевой, которая будто бы собирается ее испортить, как об этом выкликала больная Екатерина Иванова. Игнатьеву заперли в хате, заколотили окна и сожгли. 3-х участников приговорили к церковному покаянию, остальные признаны невиновными».

Один раз локальная эпидемия кликушества разразилась на свадьбе в селе Большом Петровском Подольского уезда Московской губернии. Начавшись с невесты, болезнь перешла затем к жениху и охватила 15 лиц, участвовавших в пире. Нет бы просто мордобой по привычному сценарию учинить...

Ну а что творилось в церквях и монастырях, куда стекались кликуши, несложно себе представить:

«Уже в течение нескольких веков сюда (то есть к московским монастырям), говорит д-р Краинский, стекаются на богомолье кликуши со всех сторон России с надеждою получить исцеление. Здесь их отчитывали специальными молитвами монахи, здесь им давались травы и священное масло, а в некоторых монастырях, как, например, в Москве в Симоновском монастыре, для бесноватых и теперь служится обедня и отец Марк отчитывает их специально в течение шести недель. По монастырям во время службы, на крестных ходах и богомольях у чудотворных икон можно видеть массу кликуш, впадающих в состояние припадков. Эти припадки сильно поражают производимым ими впечатлением воображение окружающих, и бурная картина виденного припадка хорошо запечатлевается в памяти простодушной поселянки, пришедшей на поклонение святыне из глухой русской деревни. Здесь большинство русских кликуш воспринимает и бессознательно обучается тем проявлениям болезни, которые они позже, когда становятся сами кликушами, воспроизводят благодаря болезненному подражанию».

«Одна кликуша, как было, например, в селе Ащепкове, во время церковной службы заявляет, что кликать будут вскоре и другие, и уже этого заявления достаточно, чтобы расположенные женщины при общей поддержке убеждения, что в среде их завелся колдун или ведьма, подверглись затем кликушным припадкам».

«Во время отчитываний, которые производятся над такого рода больными еще и теперь в монастырях нашей глухой провинции, можно видеть те ужасные корчи, которым подвергаются такого рода бесноватые при производстве над ними заклинаний, при чем дьявол, вошедший в человека, может быть вызван на ответы и не скрывать своего имени, горделиво называя себя во всеуслышание «Легион» или «Вельзевул» или какими-либо другими библейскими именами.»

Что любопытно, эти явления можно наблюдать и сейчас - достаточно попасть на процедуру отчитывания или изгнания бесов, что проводятся в ряде наших монастырей и церквей. И пофигу, что наши космические корабли где-то там бороздят просторы нашей вселенной - кликушество не делось никуда.

Tags: Частная психопатология
Subscribe

Posts from This Journal “Частная психопатология” Tag

promo dpmmax july 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments