?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Да, хочу поговорить именно о пользе. Поскольку о том, что сериалы съедают время зрителя и пополняют кошелёк сценариста, режиссёра и прочих причастных к телевизионной кухне лиц, можно ворчать долго, но безрезультатно: всё равно же народ не бросит их смотреть, и на каждый сериал найдётся собственная целевая аудитория.


А между тем, польза всё же имеется. И не только общесоциальная, как это было с советским сериалом «Семнадцать мгновений весны» - по воспоминаниям некоторых причастных к делу товарищей, в те часы, когда по телевидению показывали очередную серию про Штирлица, в стране даже преступность шла на спад: про Штирлица смотрели все. А если взять более узконаправленный аспект? Скажем, психиатрический?

Да легко. Если говорить об общем действии подавляющего большинства сериалов, вне зависимости от их контента и направленности, то основным и сиюминутным будет действие транквилизирующее. То есть, расслабляющее, снимающее внутреннее напряжение. Человек на те самые двадцать-тридцать-сорок минут просто выпадает из цепи событий, в которых варится ежедневно. Он там, в сюжете, в той обстановке, среди тех героев. Он, хоть и на короткое время, переключился и отвлёкся, проникся не собственными проблемами и переживаниями, а тем, чем живут и дышат персонажи. А переключение - это тот же отдых для нервной системы.

Есть и более длительные эффекты, но для них нужны регулярные, так сказать, процедуры. Хотя о чём это я - как раз регулярностью сериалы и отличаются, скажем спасибо финансовым аппетитам их авторов и исполнителей. И среди зрительской аудитории, помимо возрастных, есть и определённые психопатологические целевые группы, каждой из которых был бы полезен определённый вид сериалов. Чтобы не быть голословной, приведу пару из них в качестве простого примера.

Первый пример - это пациенты с начинающейся, легкой деменцией и преддеменцией. С ними всё понятно с точки зрения симптоматики: снижение интеллекта пока не столь заметно, зато на первый план выступает снижение памяти, прежде всего на текущие события - помните, в последней статье про синдромы с красивыми названиями Максим упоминал про закон Рибо? Так вот, для таких людей оптимально подошли бы сериалы вроде «Богатые тоже плачут». Почему? Всё просто: сериал незамысловат, обстановка яркая, но главное - способ подачи идеи. Для каждой серии берётся одна-единственная мысль или одно-единственное событие - и тщательно муссируется, обсасывается со всех возможных ракурсов. Как раз то, что надо для такого пациента: даже в условиях сниженной способности запоминать он что-то да удержит в памяти. Тренировка, однако, причём мотивированная личным интересом.

Второй пример - это люди сорока-пятидесяти лет. Возможно, чуть постарше. Люди, с точки зрения психиатра здоровые, но нуждающиеся в профилактике мнестических нарушений - то есть, в той же тренировке памяти и внимания, но более масштабной и объёмной. Ведь просто взять и заставить себя эту самую память потренировать какими-то сухими, скучными упражнениями далеко не всякий человек сможет: то лень, то времени нет, то мотивации. Но зато - вуаля - есть сериал, который может заинтересовать. Вот тут-то и пригодятся сериалы вроде «Остаться в живых», «Инспектор Морс» или «Игра престолов». Принцип прост: имеется много персонажей, каждый со своей историей, есть много сюжетных линий, событий, отдельных фактов - и всё надо держать в голове, чтобы не запутаться.

Так что наше телевидение, само о том не подозревая, занимается психиатрической профилактикой - правда, лишь в тех редких случаях, когда продукт находит свою целевую нишу.

Recent Posts from This Journal

  • Предостережение. Оно же оправдание

    Попытки найти в приведённых ниже байках признаки нарушения врачебной тайны, этики, а также прав пациентов столь же бесплодны, сколь и опасны для…

  • Болеть будем по новой классификации

    Неделю тому назад Всемирная организация здравоохранения донесла до всех, кому это интересно, благую весть. Се, сказали, грядёт новая международная…

  • Субботняя пирожковая

    Пока одна часть народа готовится к выезду на дачи или уже просыпается в своих дачных домиках, а другая предвкушает сегодняшний выпускной,…

  • Не забыть этим летом

    Есть блюда, которые в принципе возможно приготовить в любое время года, в любой день, но которые при этом всё же традиционно привязаны к каким-то…

  • Так вы говорите, она у нас карательная?

    Мы с Оксаной ведём этот блог уже больше восьми лет, и за это время, если верить статистике, получили больше полумиллиона комментариев к нашим…

  • Вот ведь прилипло...

    Тут недавно заметил, что Оксана уже второй день подряд напевает какой-то смутно знакомый мотивчик. Решил спросить. Ну, она и поделилась, причём со…

  • Яйца, стрелки...

    Наверное, где-нибудь на параллельном глобусе, рождённом исключительно фантазией писателей и сценаристов, в каком-нибудь вампирском ресторане, где…

  • Дайте больше экзорцистов, папа!

    Несмотря на постоянный контакт и работу со странным, загадочным и уж откровенно крышесносным, за более чем двадцать лет своей практики мне не…

  • Ну что, товарищи медики...

    Сегодня, как, кстати, давно уже было положено по расписанию летних дней, с утра тепло, солнечно и - о чудо для Тольятти - почти безветренно.…

promo dpmmax july 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

Comments

( 179 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
brandenburg_900
Jan. 11th, 2018 08:10 am (UTC)
Эффект есть, это беспорно и его надо всячески изучать и развивать.
Музыка, клипы и фильмы - это не просто Кино, как самое важное из искусств,
но и лечебно-профилактический продукт пролонгированного действия,
ведь цитаты из советских фильм остаются в подкорке навсегда, всплывая в нужный момент и поднимая настроение)
Но здесь как и с растительными ядами - можно излечиться, а можно и отравиться.
Поэтому всякую фигню лучше не смотреть или смотреть осторожно, дозированно)
Так что шутки шутками,
но вполне реально в будущем появление в рецепте врача, помимо указаний на те или иные "химикаты", выписка о необходимых фильмах и песнях))
Да и логично, ведь действие любого препарата сводится к тому, что активная головка его молекулы изменяет напряжение на внутренних рецепторах,
но ведь тоже самое происходит и при звуковом, и световом воздействии,
то есть суть одна, лишь разные пути доставки "снаряда"...
dpmmax
Jan. 11th, 2018 08:16 am (UTC)
Ну как раньше рекомендовали разные сорта вин и крепких напитков в тех же целях - то почему бы и тут не случиться подобному))
(no subject) - brandenburg_900 - Jan. 11th, 2018 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jan. 11th, 2018 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - mashashnaider - Jan. 11th, 2018 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - kirssdiana - Jan. 12th, 2018 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brandenburg_900 - Jan. 12th, 2018 01:41 pm (UTC) - Expand
witch_abi
Jan. 11th, 2018 08:11 am (UTC)
Доктор Кто!
dpmmax
Jan. 11th, 2018 08:14 am (UTC)
Да!)
(no subject) - maria_gorynceva - Jan. 11th, 2018 11:40 am (UTC) - Expand
nastojashheeimj
Jan. 11th, 2018 08:27 am (UTC)
а потом пациент будет бодро с вами общаться фразами из

кстати, где-то я это уже слышал/читал, проклятая деменция
dpmmax
Jan. 11th, 2018 08:27 am (UTC)
Ага)))))
sweet_mix
Jan. 11th, 2018 08:33 am (UTC)
Для кого будет полезен "Доктор Хаус"? ;o)
и что на счет исторических сериалов, типа "Раскол", "Екатерина", "Записки экспедитора тайной канцелярии" и т.п.?
dpmmax
Jan. 11th, 2018 11:07 am (UTC)
Хаус - для текущей релаксации, как бы странно ни звучало, для переключения мозга с повседневной умственной жвачки на ту что предлагается по сюжету, с его загадками.
kusudama
Jan. 11th, 2018 08:40 am (UTC)
Кстати, не соглашусь насчет «Богатые тоже плачут», там как раз нужно держать в памяти предыдущие события, разные сюжетные линии развиваются параллельно, как в жизни. А вот в сериалах типа «Друзья» там как раз то, о чем вы говорите - одна серия одна мысль, один сюжет как правило с началом, кульминацией и завершением.
dpmmax
Jan. 11th, 2018 11:05 am (UTC)
Спасибо.
(no subject) - Литера Ру - Jan. 15th, 2018 10:35 am (UTC) - Expand
interier
Jan. 11th, 2018 08:44 am (UTC)
Да уж. Я посмотрел десятка два серий Интернов, и тут же угодил в больницу. Где увидел почти всех персонажей.
dpmmax
Jan. 11th, 2018 11:05 am (UTC)
Чёрд)
(no subject) - butiavkin - Jan. 14th, 2018 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - inkuz - Jan. 15th, 2018 10:06 am (UTC) - Expand
airennet
Jan. 11th, 2018 08:49 am (UTC)
Вот что-то задумалась... Если посмотрена масса сериалов, но есть только один, который пересматривала и могу пересмотреть в третий раз и это "Декстер"...))) Подавляю своего внутреннего маньяка? ))
dpmmax
Jan. 11th, 2018 11:05 am (UTC)
Ну а почему бы нет. Ведь замечено, что играющие во всякие стрелялки-рубилки дети в реале менее агрессивны, чем те, кто этого лишён)
(no subject) - mazzyy1 - Jan. 11th, 2018 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_lamtyugov - Jan. 11th, 2018 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darkhon - Jan. 12th, 2018 05:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - airennet - Jan. 12th, 2018 05:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - darkhon - Jan. 12th, 2018 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - olenka57 - Jan. 15th, 2018 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - airennet - Jan. 15th, 2018 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olenka57 - Jan. 15th, 2018 07:15 pm (UTC) - Expand
r_blackcat
Jan. 11th, 2018 08:58 am (UTC)
Ради релаксации - да, однозначно! Я даже заметила, что, как только обстановка становится полегче, сериал смотреть уже не хочется.
А вот на стремительно уползающую куда-то память благотворного влияния что-то не замечаю. Три серии детективного сериала на ночь - и, выключая телевизор, я уже не помню, кого убили в этих сериях, и в чём заключалось расследование.
Aleksei Sinitsyn
Jan. 11th, 2018 09:35 am (UTC)
Может быть имеет смысл как задумано, по одной?
(no subject) - r_blackcat - Jan. 11th, 2018 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - Aleksei Sinitsyn - Jan. 11th, 2018 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jan. 11th, 2018 11:04 am (UTC) - Expand
pevchaya_ptiza
Jan. 11th, 2018 09:08 am (UTC)
Я люблю "След". Когда-то даже текстик написала на эту тему:

По вечерам я с исключительным цинизмом и особой жестокостью смотрю сериал "След". Роняю скупую женскую слезу на диплом биофака и каждый день делаю новые открытия.

1. Настоящий Эксперт за одним и тем же столом работает на компьютере, проводит микроскопические и другие исследования, ставит химические опыты и пьёт кофе. Да, и на столе обязательно стоит ряд колбочек с разноцветными жидкостями, предположительно солями хрома - видимо, это цветотерапия.
2. Правильная лаборатория - это проходной двор. Никаких вам тяжёлых дверей, гранитных столов, опечатанных шкафов, кодовых замков, аналитических весов, реактивов и расходных материалов под роспись, журналов учёта, доступа по спискам и прочей паранойи.
3. Самый главный прибор для Настоящего Эксперта - это центрифуга. Для того, чтобы узнать состав любого вещества или провести генетическую экспертизу, достаточно потереть объект ватной палочкой, обрезать кончик палочки в пробирку, поставить пробирку в центрифугу, включить - и с напряжённым лицом уставиться в монитор. Через несколько секунд на мониторе появляется исчерпывающая информация. Вообще, центрифуга в умелых руках заменяет масс-спектрометр, томограф, ПЦР-анализатор и ещё много чего.
4. Анализ любой сложности (включая ту же ПЦР) занимает максимум несколько минут.
5. Компьютер Эксперта обладает нехилыми навыками телепатии. Например, в следах подтухшего колбасного изделия на ноже он мгновенно опознаёт печёночный паштет производства N-ского комбината + номер и дату партии.
6. Специальные компьютерные программы выдают не скучные наборы цифр и показателей - они имеют изысканный дизайн, переливаются графикой и не утруждают Эксперта интерпретацией результатов. "Совпадение 100%" на весь экран - безо всякой там фигни типа доверительных интервалов, критических уровней значимости и т.д.
7. Настоящий Эксперт находится в свободном творческом полёте. Он не заполняет по пять бумажек на каждый свой чих, не обременён никакой отчётностью, не обложен инструкциями и регламентами. Твори, выдумывай, пробуй! Исследовательские фантазии Эксперта исполняются начальством быстрее, чем прихоти принцессы Катара: нужен синхрофазотрон - возьми, солнышко, только на место потом положи.

Короче, скучно живёте, господа учёные. Смотрите "След" и войте от зависти.
Aleksei Sinitsyn
Jan. 11th, 2018 09:34 am (UTC)
Это Вы ещё не знаете как любят специалисты по информационным технологиям фильмы "про хакеров".
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 11th, 2018 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_moroz - Jan. 11th, 2018 10:05 am (UTC) - Expand
Шёпотом - maria_gorynceva - Jan. 11th, 2018 11:43 am (UTC) - Expand
Re: Шёпотом - aibutrisa - Jan. 11th, 2018 12:55 pm (UTC) - Expand
Re: Шёпотом - maria_gorynceva - Jan. 11th, 2018 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darkhon - Jan. 12th, 2018 05:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jan. 11th, 2018 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - pikcel - Jan. 12th, 2018 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 12th, 2018 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lifestation - Jan. 14th, 2018 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pevchaya_ptiza - Jan. 14th, 2018 01:32 pm (UTC) - Expand
sign_up_via
Jan. 11th, 2018 09:40 am (UTC)
Иногда, прям жалко времени на сериалы(((
столько интересного, но физически не смогу просмотреть все((
junkovitch
Jan. 11th, 2018 11:03 am (UTC)
Так жалко времени или его просто нет?
(no subject) - dpmmax - Jan. 11th, 2018 11:03 am (UTC) - Expand
mookee
Jan. 11th, 2018 10:09 am (UTC)
я когда-то с терапевтической целью смотрела "сериал" Дом2. Приходишь домой вся в мыле после офисной работы, плюхаешься в кресло и смотришь на ночь чужие скандалы и дрязги. Отличный эффект был, все проблемы и трудовое напряжение как рукой снимало.
dpmmax
Jan. 11th, 2018 11:02 am (UTC)
Видите, даже он кому-то помогает по ту сторону телекухни)
(no subject) - asia_compot - Jan. 11th, 2018 03:46 pm (UTC) - Expand
man_alk
Jan. 11th, 2018 10:15 am (UTC)
А разве это только к сериалам относится? А игра компьютерная? Хобби какое-нибудь, не?
dpmmax
Jan. 11th, 2018 11:00 am (UTC)
И это тоже. Но мы взяли частный случай, как довольно показательный. Опять же, обобщения тем и плохи, что страдают некоторой неточностью - именно за счёт обобщения.
(no subject) - man_alk - Jan. 11th, 2018 11:11 am (UTC) - Expand
teo2_ora
Jan. 11th, 2018 10:18 am (UTC)
Да-да-да!и ещё раз да.Я даже отчёт бросила писать ради коммента. Просто, ну уж очень в тему.Недавно, совершенно случайно увидев по Культуре кусок из Коломбо, я решила его весь пересмотреть.Сериал прекрасненький, усыпляющий не хуже титров из Чисто английского убийства, пойдёт от ночных"думок"как снотоврное.И шо вы себе думаете?)
Кроме того, что в Коломбо обнаружились интереснейшие моменты драматургии в области декораций сцен, увиделись с приятной ностальгией какие-то мелочи в одежде, машинах, архитектуре, дизайне, я ещё и озаботилась ролью папоротника Нефролеписа в дизайне серий(что он ,к примеру, значит? и почему он, а не какой-нибудь там,Аспарагус?), глубоко сопереживала несчастным музыкантам и актерам,вынужденным убивать,потому что же нет никакого другого выхода, "мы же уже решили, что нет!"
Так вот, это высоко углУбленное сопереживание...Нет,даже страшно продолжать, чо скажу...Это же прорыв в психиатрии!)

Я ,короче, вылечилась от суицидальных мыслей.Вот.Совсем.То есть, депрессия ещё может посетить,думаю, а вот суицид уже как бы и кофчился. Причём мотивированно!

Глядя на все метания этих несчастных, одержимых синдромами с красивыми названиями героев серий,я поняла, что их главным шагом всей жизни становится убийством себе подобного!(то есть, именно чаще всего,это именно так:они фактически убивают кого-то,кто либо лучше их, либо похож на них до невыносимости)А что это, как не вариант самоубийства с положительным исходом,а?мечта всех потенциальных самоубийц.)

И вот свершилось.Я -то себя знаю.Я же точно знаю, что в силу своих гуманистических идеалов,никого из людей не смогу убить, даже под гипнозом.Думала, всегда, что уж лучше себя порешу в крайнем случае.А вот и нет!)Раз другого не могу,значит и себя тоже не смогу!Это ведь такое же убийство!Грех, и прочая гадость с вытекающими последствиями для души.
Так что, вот так.Излечение от маниакально-суицидного чего-то там в результате сериала Коломбо - налицо.
isotoma
Jan. 11th, 2018 10:41 am (UTC)
и я отчет бросила ради коммента))))
(no subject) - teo2_ora - Jan. 12th, 2018 07:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - isotoma - Jan. 12th, 2018 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - teo2_ora - Jan. 12th, 2018 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - isotoma - Jan. 12th, 2018 08:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Jan. 11th, 2018 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - teo2_ora - Jan. 11th, 2018 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zolika_ru - Jan. 11th, 2018 08:39 pm (UTC) - Expand
об отчете - teo2_ora - Jan. 12th, 2018 07:13 am (UTC) - Expand
Re: об отчете - zolika_ru - Jan. 16th, 2018 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - traktorbelarus - Jan. 25th, 2018 05:11 pm (UTC) - Expand
nadushkasv
Jan. 11th, 2018 10:23 am (UTC)
посоветуйте хороший сериал, а то "Полдарк" ещё не скоро выйдет, и "Игра престолов" тоже... хнык-хнык
dpmmax
Jan. 11th, 2018 10:59 am (UTC)
Вечером Оксану попрошу, она много чего поглядела)
(no subject) - darkhon - Jan. 12th, 2018 05:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - nadushkasv - Jan. 12th, 2018 05:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - darkhon - Jan. 12th, 2018 06:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - elena_elle - Jan. 12th, 2018 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - nadushkasv - Jan. 12th, 2018 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - butiavkin - Jan. 14th, 2018 07:27 pm (UTC) - Expand
isotoma
Jan. 11th, 2018 10:41 am (UTC)
да-да-да, сериалы очень бывают полезны с точки зрения психиатрии)) Я этим давно пользуюсь. Вот у меня по некоторым причинам боязнь закона и всего что с ним связано. Ну в общем, если мне надо, скажем, пройти банальную процедуру - узаконить перепланировку черт знает когда сделанную через суд - для меня это -10 лет жизни, реально. Я сто лет собираюсь, болею, по понос, то золотуха - хотя делов-то - пойди составь исковое да унеси куда надо. Видно, это тяжелое наследие репрессированных родственников так проявилось. И я стала замечать, что если я посмотрю пару сезонов каких-нибудь сериалов про юристов - про адвокатов или типа того - а они же там зайки все такие, душевные чуваки - так мне потом существенно легче заниматься этими делами.
Или вот одно время со здоровьем было у меня плоховато - ну и мысли всякие были дурацкие - так тут медицинский сериал помог, но не умный типа Хауса, а какой-нибудь такой чтобы кровь-кишки и врач в сверкающих одеждах, типа Медики Чикаго.
Или вот - на работе было все непонятно, реорганизация и все такое прочее - тут помогли пожарные! Фууу, по сравнению с их работой у меня вообще санаторий же! Одного сезона хватило, чтобы подлечиться!
Можно прописывать страждущим - подобрать только сериал и дозу)))
dpmmax
Jan. 11th, 2018 10:58 am (UTC)
Да, есть у них такое психотерапевтическое воздействие)
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 179 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com