Когда нас, психиатров, спрашивают - мол, почему же с лечением деменции у вас всё так кисло обстоит - чаще всего хочется ответить: а в каком состоянии вы привели пациента на первый приём? Ведь классика же получается: то, что человек сдал и в памяти, и в интеллекте, родные и близкие почему-то замечают на том этапе, когда погибло уже больше половины клеток коры головного мозга. И доктору предлагают - нет, настойчиво требуют - сделать из оставшихся всё как было.
Подозреваю, что и за рубежом с ранней диагностикой далеко не везде дела обстоят заметно лучше. Да и поди-ка пойми: действительно ли человек в преддеменции, или же он просто захандрил, и всё ему видится в чёрном цвете. И самое начало болезни чаще всего никто толком не замечает - и это неудивительно.
Вот вам простой... ну, относительно простой пример. Я обрисую ранние признаки начинающейся болезни Альцгеймера. Чем, вероятнее всего, индуцирую ряд читателей, которые эти самые признаки с лёгкостью у себя отыщут. А потом, в следующем посте, расскажу о том, как страдает внимание и запоминание при обычной астении, где всё не так страшно: восстановился - и всё как рукой сняло.
Один из самых первых симптомов болезни Альцгеймера - это ослабление памяти, которое пациент подспудно ощущает и начинает по этому поводу испытывать беспокойство и тревогу. Причём на этом начальном этапе, который, к слову, может длиться довольно долго, память - единственная функция, которая отчётливо страдает. Ни критика, ни интеллект, ни прочие высшие психические функции при этом не затронуты.
Как именно страдает память? Тоже довольно избирательно. Нет, её угасание происходит в точном соответствии с законом Рибо, о котором я вам уже рассказывал: то есть, сначала выпадают текущие события, и только потом - уже отдаленные во времени. Но страдает именно эпизодическая, или автобиографическая память. При этом так называемая семантическая память - то есть, общие знания и представления, а также процедурная память - то есть, способности к обучению и навыки - остаются нетронутыми.
У нарушений же автобиографической памяти тоже есть свои особенности при этой болезни:
- есть большая разница между непосредственным, сразу после заучивания, и отсроченным, через некоторое время после заучивания, воспроизведением. И если сразу после заучивания вам ещё смогут повторить то, что требовалось запомнить, то через некоторое время - увы.
- помощь при заучивании и подсказки при воспроизведении никак не улучшат общую картину, не помогут человеку вспомнить, что же он учил или запоминал.
- пациенту трудно не только активно самому воспроизвести, что же он пытался запомнить, но и справиться с заданием, в котором есть выбор: например, если спросить его, просили его запомнить яблоко или грушу, он не сможет вспомнить, что же именно.
- страдает избирательность памяти: то есть, при попытке вспомнить тут же приплетается всякий посторонний и ненужный материал.
Кроме того, страдает процесс пространственного воображения и узнавания: пациенты затрудняются определить время по стрелкам часов... впрочем, сейчас с этим проблемы у большинства школьников начальных классов, с трудом различаю правую и левую стороны, плохо ориентируются на местности в стороне от давно и хорошо знакомых им маршрутов. Многие не сумеют нарисовать на листе трёхмерную фигуру - тот же кубик, например.
Характерно нарушается речь, причём уже на раннем этапе болезни. Этот симптом называется аномия, или, если перевести с греческого, то неназывание: пациенты не могут назвать показанный предмет, хотя вполне способны объяснить, зачем он, для чего и что им делают.
Вот вам перечень симптомов, характерных для ранней, начальной стадии болезни Альцгеймера. А теперь признавайтесь: многие нашли у себя схожие симптомы? А то мне в следующем посте вас же и успокаивать...
Journal information