?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Псевдодеменция



Вообще как таковая и в развёрнутом виде, со всеми атрибутами полной клинической картины, псевдодеменция в повседневной жизни встречается не так уж часто. Иное дело, к примеру, в нашем уютном заведении. Или в судебной практике. Однако, её элементы, в виде псевдодементного поведения, я уверен, вы хоть раз да видели. Не верите? Я сейчас опишу, и вы поймёте.


Сразу скажу: псевдодеменция - это не слабоумие, как таковое. В том числе и потому, что вполне себе успешно излечивается. Кроме того, возникает она из-за внешних причин. Причём не физических, вроде кирпича, который, согласно теории хаоса, совершенно случайно упал на голову или, согласно теории всеобщей гармонии, просто обязан был с нею здесь и сейчас повстречаться, а психологических. Каких именно? Понятие психотравма можно трактовать очень широко: это может быть действительно что-то страшное и глобальное, вроде катастрофы, войны, гибели или тяжёлой болезни кого-то из близких, или же ситуация, когда человеку грозит суд и тюрьма, а он никак не может объяснить, почему его повязали стоящим над трупом с окровавленным ножом в руках. Ну или куда делись деньги из бюджета организации. Это может быть ситуация, когда от человека, с его точки зрения или по его субъективным ощущениям, окружающие люди или жизнь в целом требует слишком многого. Либо когда ему позарез, вот вынь да положь, что-то нужно от окружающих людей или мироздания в целом, а они, а они...

Нет, такую реакцию способен выдать далеко не любой индивид - иначе мы бы имели возможность наблюдать целые псевдодементные регионы и даже страны. Нужно, чтобы и у психики были к тому предпосылки. Вроде этакого маленького ребёнка внутри, который в критический момент заявляет - мол, по рублю, и в школу не пойдём а давай-ка сбежим с тобой в болезнь и вытесним нафиг всё, что нам мешает. Ведь с дурачка-то что возьмёшь, кроме анализов? Вот именно, спросу никакого.

Псевдодеменцию впервые более-менее внятно описал Карл Вернике во второй половине 19 века. Другой доктор, Моли, примерно в это же время отметил похожие симптомы у ряда заключённых, но списал всё на особый вид симуляции. Чуть позже, в 1902 году, Ниссль заявил, что вот эта милая привычка отвечать невпопад на простой вопрос - это прерогатива исключительно истерических личностей. Введенский несколькими годами позже показал, чем отличается это состояние от похожего при кататонической форм шизофрении... в общем, к началу двадцатого века понимание особенностей клинической картины в целом сложилось.

Итак, внешне псевдодеменция во многих чертах действительно очень напоминает слабоумие: больной выглядит растерянным и беспомощным, выражение лица в буквальном смысле глупое или тупое, создаётся впечатление, что ни во времени, ни в окружающей обстановке он ни малейшим образом не ориентируется. На вопросы отвечает невпопад (так называемая миморечь), промахнуться задом мимо стула, ложкой или стаканом мимо рта, надеть рубашку вместо брюк или носки вместо перчаток (мимопопадание) для него - это за милую душу. Но если приглядеться - опытный глаз различит некоторые особенности поведения и состояния, которые отличают человека от истинно слабоумного пациента или дефектного шизофреника.

Во-первых, сама миморечь. Да, чаще всего на любой простейший вопрос он ответит - мол, не знаю. Или ответит невпопад. Но - в рамках заданного вопроса. То есть, если про время года или месяц - то промахнётся именно в пределах времени года или месяца. Если пример из таблицы умножения - то будет неправильное, но всё же число. Никаких тебе семью восемь - боевой слон. А если человека во время беседы немного отвлечь, заморочить и задать ему вопрос не в лоб, а исподволь, причем можно и довольно сложный - он может неожиданно дать правильный ответ. Или поправить вас.

Во-вторых, мимопопадание. Видна его нарочитость, игра на публику. Искренняя, самозабвенная, часто правдоподобная - но игра. Да, садясь мимо стула или опрокидывая стакан на себя, больной может пожертвовать и отбитым задом, и мокрой одеждой - чего только не сделает внутренний ребёнок из любви к искусству. Но вот чтобы выйти из окна, промахнувшись мимо двери, или заглянуть в дуло пистолета, нажимая на спусковой крючок - такого не будет. Задача-то ведь не самоубиться, а обойти неприятную ситуацию, получив помощь или избежав расплаты.

В-третьих, та самая помощь. Истинно слабоумный пациент по-настоящему беспомощен. Он может её, эту помощь, искать или испрашивать, но нецеленаправленно: нет у него на то сил сообразить. Но чаще всего не будет этого делать. Более того, в ряде случаев он, уже не осознавая факта своего слабоумия, будет эту помощь гневно отвергать. При псевдодеменции пациент гораздо более целеустремлён. Он может проехать или пройти через весь город, садясь на нужный транспорт или выбирая нужный маршрут, добраться туда, где можно своё состояние продемонстрировать - и уже там тупить на полную катушку. Ну это если дома нет родни, которую можно вынудить вызвать такси. Или работника ГУФСИН, который из камеры приведёт к доктору. На всякий случай подчеркну: это не симуляция. Это состояние изменённого сознания, вызванное внешними причинами у человека с особым складом психики. Да, дифференцировать с симуляцией, особенно в судебной практике, псевдодеменцию приходится, но на то есть особые дифференциально-диагностические приёмы.

В-четвёртых, при деменции, особенно выраженной, пациент обычно мало на что жалуется. У пациента же с псевдодеменцией жалоб масса. А внешне он, как правило не выглядит настолько плохо, насколько себя описывает или ведёт.

В-пятых, снижение памяти. Если при деменции оно, как правило, стабильно находится на одном уровне - пожалуй, за исключением так называемых светлых окон у пациентов с сосудистой деменцией - то при псевдодеменции память то уплывает, то возвращается, причём во многом по причинам психологическим, наводя на мысль о вытеснении неприятных эпизодов.

В-шестых, начало. Если не брать в расчёт отдельные случаи с сосудистыми катастрофами или сильными черепно-мозговыми травмами, деменция развивается всё же относительно постепенно и не в одночасье. Псевдодеменция же наступает, словно кто-то выключил мозги из обращения, на раз. Причём, хоть и не прямо вот сразу, но в довольно чёткой временной и смысловой связи с психотравмой.

В-седьмых - динамика. Пациент с деменцией не имеет шансов снова вернуть память и интеллект. Пациент с псевдодеменцией вполне себе благополучно излечивается - либо получив желаемое, либо избежав расплаты за содеянное, либо пройдя курс лечения, либо в любой иной ситуации, когда психотравма себя исчерпала. Кроме того, неплохо действуют успокоительные и антидепрессанты: скажите, много ли было бы от них толку при истинной деменции? Да, сам период жизни, на который пришлась псевдодеменция, пациент, скорее всего, полностью или частично амнезирует со временем - но тоже по типу вытеснения чего-то неприятного для себя.

Что характерно, для развития псевдодеменции на фоне психотравмы человеку вовсе не обязательно быть истериком или нести в своей личности сколь-либо отчётливый истерический радикал - хотя именно такие личности её чаще всего дают. Псевдодеменцию может выдать и неустойчивый, и импульсивный психопат, и человек с органическим поражением головного мозга, повлиявшим на личность.

Я думаю, теперь вы согласитесь с тем, что, в отличие от полноценной развёрнутой клинической картины, элементы псевдодементного поведения мы с вами в повседневной жизни встречаем не столь уж и редко. Самым ярким лично для меня был эпизод, когда начинающий водитель, вызвавшийся подбросить меня до дурдома, долго пытался выбрать момент, чтобы вписаться в нужный поток на сложном перекрёстке. Спустя некоторое время, когда нервы у него сдали, он зажмурил глаза и с воплем «Аааа, я ничего не вижу!» направил машину в самую гущу событий, не разбирая, кто там едет навстречу, кому он сам едет наперерез. Хорошо, что народ решил соблюсти золотое правило ДДД...

А вам какие моменты псевдодементного поведения окружающих больше всего запомнились?

Recent Posts from This Journal

  • Предостережение. Оно же оправдание

    Попытки найти в приведённых ниже байках признаки нарушения врачебной тайны, этики, а также прав пациентов столь же бесплодны, сколь и опасны для…

  • Чтобы не только по учебнику

    Младшая дочь на днях пришла из школы расстроенная. Расспросили, выяснили, что им выставили оценки за четверть. И у неё по истории…

  • Играть или лечиться?

    Вспомнился мне тут один старый анекдот. Уходит мама по магазинам, а чтобы маленькая дочь не скучала и не боялась оставаться одна…

  • Психиатров.net

    Вчера я упоминал, что у нашего государства очень слабо прокачан навык обратной связи с его населением: чуть что, так вместо…

  • Привет, немытая Россия! А чего при лучине сидим?

    Ездил на днях платить за дачное электричество. Нет, в принципе, можно было бы и через банк онлайн проплатить, но заодно мне нужно…

  • Ночь в багровых тонах

    История эта произошла в конце девяностых, в одном из сурово-уютных учреждений нашего профиля, затерявшемся на бескрайних…

  • Ваня и камерный оркестр

    Молодёжь, подумал про себя Ваня, разглядывая стайку крепких ребят в камуфляжах, подписывающих ведомость инструктажа по технике…

  • Раздача слонов

    Вот, собственно, и подошло времени наказания невиновных и награждения непричастных. Сразу признаюсь, что в процессе отбора я…

  • Симптом дерева и стекла у человечества

    Недавно просматривал комментарии к прошлым записям (прошу прощенья, кстати, что не всегда, особенно последнее время успеваю…

promo dpmmax июль 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

Comments

( 132 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
bref_1
Feb. 20th, 2018 07:12 am (UTC)
> иначе мы бы имели возможность наблюдать целые псевдодементные регионы и даже страны.

Та нi, дохтур, ми не такi зовсiм!
dpmmax
Feb. 20th, 2018 07:27 am (UTC)
))))))))))))
(no subject) - drug99 - Feb. 21st, 2018 05:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - bref_1 - Feb. 21st, 2018 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - drug99 - Feb. 21st, 2018 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - wild_cat_minsk - Feb. 21st, 2018 12:22 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
dpmmax
Feb. 20th, 2018 07:27 am (UTC)
Но если сравнить с Сомали..)
(Deleted comment)
(no subject) - alexkussul - Feb. 20th, 2018 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Feb. 20th, 2018 07:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - lashevchenko - Feb. 20th, 2018 01:39 pm (UTC) - Expand
china_x_pilot
Feb. 20th, 2018 07:38 am (UTC)
Например когда не помнит, что получала пенсию, хотя почтальон приходил и квитанции лежат на столе.
dpmmax
Feb. 20th, 2018 07:42 am (UTC)
Если только это не признак начинающейся настоящей деменции. Но может быть и псевдо.
(no subject) - china_x_pilot - Feb. 20th, 2018 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Feb. 20th, 2018 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - china_x_pilot - Feb. 20th, 2018 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Feb. 20th, 2018 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - china_x_pilot - Feb. 20th, 2018 07:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Feb. 20th, 2018 08:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - china_x_pilot - Feb. 20th, 2018 08:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Feb. 20th, 2018 08:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - china_x_pilot - Feb. 20th, 2018 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - perec_verec - Feb. 20th, 2018 03:57 pm (UTC) - Expand
interier
Feb. 20th, 2018 07:42 am (UTC)
Похоже у меня нет только родильной горячки...
dpmmax
Feb. 20th, 2018 07:43 am (UTC)
Ну это обычное при знакомстве с нашими учебниками и статьями явление)
(no subject) - siticat - Feb. 20th, 2018 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Feb. 20th, 2018 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - tigressee - Feb. 21st, 2018 08:39 am (UTC) - Expand
bbv2612beta
Feb. 20th, 2018 07:47 am (UTC)
Да в зеркале постоянно вижу. :))
Вроде бы, нормально сделал, а как подумаешь потом - ну не идиот ли? :) И переделываеть :)
dpmmax
Feb. 20th, 2018 07:48 am (UTC)
Не, это самокритика)))))))))))))))))
anna_viva_nova
Feb. 20th, 2018 07:51 am (UTC)
Или мы с псевдодементными людьми разными тропами ходим, или Вы не с теми "водителями ездите". Не припомню ни одного персонажа с подобными симптомами. ТТТ, чтобы не сглазить.
dpmmax
Feb. 20th, 2018 07:54 am (UTC)
Везёт же некоторым)
(no subject) - perec_verec - Feb. 20th, 2018 03:58 pm (UTC) - Expand
marfanikolaevna
Feb. 20th, 2018 08:01 am (UTC)
Когда тебе уже немало лет, невольно задумаешься. Даже не о себе, о бедных родственниках, которым придётся с тобой возиться. Смотрите, доктор, какое прекрасное решение этой проблемы в Голландии. Дорого, конечно, не для всех, но как гуманно!

https://b-picture.livejournal.com/7776235.html#comments

dpmmax
Feb. 20th, 2018 08:03 am (UTC)
Да, молодцы. Это, можно сказать, идеальное исполнение принципа психколоний, которые существовали когда-то у нас в СССР.
(no subject) - marfanikolaevna - Feb. 20th, 2018 08:14 am (UTC) - Expand
mirrinminttu
Feb. 20th, 2018 08:07 am (UTC)
Часть пациентов)) Травма - одиночество и беспомощность как результат болезни или возраста.

Я как-то заинтересовалась, почему у разных медсестер складывается совершенно разное представление об одном и том же пациенте. Одни общаются с ним, как с совершенно адекватным, другие уверены, что он агрессивен и опасен, третьи - что там деменция угнездилась прочно и навсегда. Ответ нашелся в том, что адекватны такие люди с теми, кто их "гладит", так сказать. Не требует "взять себя в руки", "собраться", и "поддерживать свою самостоятельность". Одна такая аж получила направление к дефицитному в местных палестинах психиатру-геронтологу, хотя за всем стоит только желание привлечь внимание окружающих и получить от них заботу и сочувствие. С нетерпением жду результатов обследования))
dpmmax
Feb. 20th, 2018 08:10 am (UTC)
Полностью согласен)
optimistka123
Feb. 20th, 2018 08:07 am (UTC)
Я думаю, грань такая тонкая, как и между опытным психиатром и неопытным...
dpmmax
Feb. 20th, 2018 08:09 am (UTC)
В отношении деменции и псевдодеменции - лишь внешняя. Суть отличается очень сильно.
Aleksei Sinitsyn
Feb. 20th, 2018 08:10 am (UTC)
— Не волнуйся и не плачь,—
Говорит больному врач.
Надевает он халат,
Вынимает шоколад.

Не успел сказать ни слова,
Раздается крик больного:
— Шоколада мне не надо,
Я не вижу шоколада!

Доктор смотрит на больного.
Говорит ему сурово:
— Мы тебе не дурачки!
Не нужны тебе очки!

Вот шагает Дима к дому,
Он остался в дурачках.
Не завидуйте другому,
Даже если он в очках.
dpmmax
Feb. 20th, 2018 08:11 am (UTC)
Воот)))))))))
flat_area
Feb. 20th, 2018 08:16 am (UTC)
Моя бывшая жена, истерическая психопатка. И болела она постоянно разными расстройствами хитрости, и руки крюки ничего сделать не могли, когда не хотелось, и голова не работала. Вот прям до состояния дементной старухи спектакль исполняла. Когда для привлечения внимания, когда сочувствия, когда просто от нежелания делать что-то. Что не поручи, всё перепортит, как ребёнок 2-х лет не сумеет.
dpmmax
Feb. 20th, 2018 08:17 am (UTC)
Да, для истерических психопатов псевдодеменция наиболее характерна.
(no subject) - iz_kogda_to - Feb. 22nd, 2018 07:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - flat_area - Feb. 23rd, 2018 05:30 am (UTC) - Expand
nivanych
Feb. 20th, 2018 08:19 am (UTC)
> это прерогатива исключительно истерических личностей

Исходя из моих (поверхностных, конечно) знаний, это же, скорее, эпи?
dpmmax
Feb. 20th, 2018 08:20 am (UTC)
Нет, истинно эпилептоидные товарищи так ведут себя много реже истероидов.
(no subject) - dpmmax - Feb. 20th, 2018 08:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Feb. 20th, 2018 08:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Feb. 20th, 2018 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Feb. 20th, 2018 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Feb. 20th, 2018 08:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - nivanych - Feb. 20th, 2018 08:31 am (UTC) - Expand
lrlay777
Feb. 20th, 2018 08:22 am (UTC)
Ну у уголовников самый распространенный прием на допросах. Так и называется "включить дурку" Вроде и не молчит, как партизан, а ничего путного и не скажет)
dpmmax
Feb. 20th, 2018 08:24 am (UTC)
Это да. Но надо увидеть разок именно псевдодеменцию - потом не спутаешь ))
fyu_fyu
Feb. 20th, 2018 08:22 am (UTC)
Когда напрочь вылетело из головы воспоминание о неприятной операции в неприятных обстоятельствах и честно всем врачам говоришь, что операций не было, и из головы улетело известие о смерти любимой тетушки, и ты через лет так пять осторожно пытаешься выяснить у двородных, жива ли она, это оно, доктор?)
dpmmax
Feb. 20th, 2018 08:24 am (UTC)
Скорее, это просто вытеснение.
f_columb
Feb. 20th, 2018 09:01 am (UTC)
Спасибо!
И что с этим делать? В смысле, как диагностировать и лечить?
Есть среди родственников такой персонаж, к сожалению, очень похоже на то, что вы описали.
dpmmax
Feb. 20th, 2018 09:05 am (UTC)
В двух словах не скажу, но вообще работа психотерапевта и психиатра потребуется.
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 132 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com