?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Младшая дочь - довольно рассудительный ребёнок. Тут недавно она интересовалась у нас, почему некоторые учительницы орут на детей. Тут же уточнив - нет, не на неё саму, на неё-то, вроде, и не за что. А вот на некоторых вредных мальчишек... Ну и на класс в целом, когда расшумится. Но ведь другие-то учительницы как-то без этого обходятся, и ничего, все живы и даже худо-бедно обучены. Поэтому, товарищи родители, внимание, вопрос: почему?


Мы с Оксаной попытались порассуждать. Взяли априори, что срыв на крик - это скорее педагогический фейл, нежели педагогический приём - в конце концов, если бы было иначе, и незлым богатырским покриком можно было бы добиваться от чад значительных успехов на ниве образования, учителей бы, наряду с методическими материалами, указками и мелом, просто снабжали бы матюгальниками.

Поведение детей, провоцирующее на крик, тоже не стали рассматривать, как причину, скорее как повод: в конце концов, тихий и послушный класс психиатра бы несколько насторожил - а не Аспергер ли, к примеру, тут осенил всех поголовно? Ведь в большинстве своём дети, у которых куча нерастраченной энергии, так или иначе будут пытаться эту энергию как-то сбросить, иначе взорвутся же. Понятно, что любой воспитательный процесс призван как-то эту энтропию обуздать, очертив границы дозволенного, но кто сказал, что эти мелкие контрабандисты просто так успокоятся?

Модель поведения учителя, как человека, который дорвался до какой-никакой власти и теперь всласть прессует вверенный ему коллектив, тоже не будем всерьёз рассматривать: такие случаи всё же единичны.

Остаётся что? Правильно, отклонение от нормы. Не настолько глубокое и серьёзное чаще всего, далеко не всегда требующее внимания психиатра, но тем не менее. Какую же патологию тут можно накопать?

Скажу сразу, что варианты, когда у учителя изначально имеется хроническое психическое заболевание, можно не рассматривать. Нет, такие случаи есть, и среди учителей со временем выявляются и шизофреники, и параноики, и МДП-шники, и прочие носители нашей патологии, но не чаще, чем среди другого рабочего и служащего люда. При этом чаще всего до момента обострения ведут себя практически так же, как и психически здоровые учителя. Особенности можно найти, но скорее специалисту, чем стороннему наблюдателю, и то если приглядеться.

Среди них есть лишь одна категория, которая может проявить себя быстрее прочих, и именно в силу специфики работы - это психопаты. Или, как сейчас принято говорить, люди с расстройством личности. Всё-таки нагрузка на нервную систему присутствует, и довольно ощутимая, поэтому те же возбудимые, импульсивные или неустойчивые типы психопатов быстрее, чем изначально психически здоровый человек, заработают срыв. В их случае он будет выражаться в декомпенсации состояния, что, помимо других симптомов, как раз в виде крика на своих учеников и проявится.

Основная же причина таких срывов для всех прочих учителей - это нервное истощение. И тут, опять-таки, возможны варианты.

Первый - это неврастеническая реакция у относительно молодых преподавателей, по которым учебный процесс и жизнь в целом ещё не успели основательно потоптаться, но первую заявку уже сделали. Механизм её возникновения довольно прост: есть энное количество - условно говоря, конечно - запасов нервных сил у конкретного организма, и есть направления, на которые эти нервные силы тратятся. Учебный процесс - направление в этом плане довольно прожорливое. И если суммарно количество затрат выше, чем способность эти затраты восполнить, то рано или поздно запас исчерпается. И тогда не хватит этих же самых сил на то, чтобы элементарно держать себя в рамках стандартной модели поведения. Ведь чтобы не наорать, когда хочется, чтобы не устроить дома бой сервизов, тоже порой приходится прилагать усилия. А тут уже нет никакой возможности. Понятно, что вспышка эта тоже быстро заканчивается - на долгий ор тоже сил нет - но она может повторяться из раза в раз, пока силы не восстановятся. Другое дело, что может образоваться не очень хорошая привычка, некий ущербный стереотип поведения - выдавать схожую реакцию по мало-мальски значимому поводу...

Второй вариант - это похожая реакция истощения, но обусловленная уже эмоциональным выгоранием - про него я уже не однажды писал. Учителя как раз находятся в группе повышенного риска развития эмоционального выгорания. Представьте себе преподавателя, который работает уже много лет. До серьёзных проблем с сердцем и сосудами, в том числе сосудами головного мозга, ещё далеко, но даёт о себе знать постоянная нагрузка, постоянная необходимость общаться, учить, втолковывать, воспитывать. И это при том, что материальная, а зачастую и моральная отдача от такой работы совершенно не покрывает собственных затрат. И полный бесперспективняк на всей линии горизонта. И ощущение, что жизнь проходит, как смазанный оргазм. Вот и выгорают понемногу нейроны лимбической системы, да и не только её - это, сами понимаете, я образно выражаюсь. И в ведре, где хранится запас нервных сил, возникают всё новые прорехи, а кран, откуда они в это ведро притекают, шире уже не откроешь. И истощение раз за разом возникает всё быстрее.

И третий вариант - это уже учителя с огромным стажем. Мэтры, зубры, динозавры. Этих держит на работе уже не столько зарплата - хотя и она тоже, при мизерной-то пенсии - сколько идея. Они уже не мнят себя вне профессии, они со страхом думают о том, чем же можно заниматься дома, если не ходить на работу. А организм-то, зараза, не молодеет. И вылезают всякие болячки: то артериальное давление вдруг зашкаливает, то сердце прихватит, то с сосудами проблемы вдруг объявятся, то сахарный диабет найдётся чуть ли не на ровном месте, а то и вовсе микроинсульт приключится. А то и не микро. И ладно бы каждая из этих болячек была сама по себе - так нет ведь, и на работе мозга это тоже сказывается. Прежде всего из-за состояния его сосудов. Они всё хуже доносят до нервной ткани кислород, глюкозу и всё прочее, что им положено туда нести. И формируется органическое поражение головного мозга. В самом начале - как раз астенический его вариант, когда нервные силы иссякают быстро, а запас всё никак не может накопиться. Отсюда - всё те же реакции истощения, не говоря уже о психопатоподобных изменениях личности на этом фоне.

В общем, ответ мы с Оксаной сформулировали, и даже по возможности доступно донесли его до ребёнка, но сразу предупредили, что если она предложит накричавшей на класс учительнице сходить в дурдом за помощью, горячей благодарности за такую подсказку она вряд ли дождётся, поэтому пусть лучше придержит это знание при себе.

Recent Posts from This Journal

  • Предостережение. Оно же оправдание

    Попытки найти в приведённых ниже байках признаки нарушения врачебной тайны, этики, а также прав пациентов столь же бесплодны, сколь и опасны для…

  • В чужой монастырь, да со своим усталым

    Пока мы тут с противоречивыми чувствами наблюдаем, как в целом ряде стран дальнего забугорья проходит процесс легализации…

  • Как я провел этим летом

    Кошка довольна. И спокойна. Даже расслаблена, я бы сказал. Ну ещё бы: все подопечные в сборе, а если и отлучаются куда-нибудь, то…

  • Доктор, хочу лицо, как на сэлфи!

    Мне не раз задавали вопрос о том, как влияет меняющаяся реальность на психические болезни: появляются ли новые, видоизменяются ли…

  • Апгрейдить или брать новый?

    Оксана, поглядев, какие вкусности из мира компьютерных игр обещают выпустить в конце этого года, задумчиво посматривает на свой…

  • А может, не стоит так шифроваться?

    Я снова про ЕГЭ, хоть актуальность темы после двух волн зачисления, вроде бы, попритухла. На что в основном были все жалобы тех,…

  • Медицина последнего шанса

    «Посмотрите друг на друга: каждый третий из присутствующих умрёт от рака». Это не мои слова. Это краткая преамбула, которую…

  • Вяленые помидоры

    Погода в наших краях, начиная с июля, отчаянно напоминала средиземноморскую: жара, солнце, чистое небо. Правда, Жигулёвское море…

  • Зри правильным Okko'м

    Оксана недавно призналась, что к ней внепланово вернулось киношное настроение: снова есть желание засесть за фильмы и сериалы. С…

promo dpmmax июль 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

Comments

( 254 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
bbv2612beta
May. 18th, 2018 07:11 am (UTC)
Ну, когда мне приходится чему-то учить людей, я стараюсь просто уйти в сторону при их тупизме.
Если физически такое невозможно - меняю тему. Но выматывает здорово
dpmmax
May. 18th, 2018 07:18 am (UTC)
Ещё бы оно не выматывало.
(no subject) - rognarek931 - May. 18th, 2018 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - w_postoronnim - May. 19th, 2018 07:05 am (UTC) - Expand
brandenburg_900
May. 18th, 2018 07:23 am (UTC)
Тут всё просто.
Любой учитель в первую очередь человек - белковый носитель.
Нами руководят инстинкты, механизм которых до конца толком и не изучен, и не объяснён
(нет даже внятного толкования, как конкретно инфузория реагирует на свет, синхронно двигая своими ресничками, как вёслами, подчиняясь инстинкту фототаксиса, не имея при этом ни мозга, ни глаз, ни мышц).
По своей природе преобладают безусловные рефлексы,
в процессе жизни формируются условные, что создаёт опыт и мудрость.
Но скатывание на безусловные рефлексы
(устранить объект раздражения, в том числе и звуковыми вибрациями повышенной мощности)
происходит легко при малейшем сбое системы и общем неудовлетворении.
Так что она инстинктивно, как доминантная самка,
пытается устранить инакомыслие, неугодного ей детёныша, который сбивает её с ритма
и это желание, фильтруясь через цепочки условных рефлексов, которые просчитывают все возможные риски и последствия,
сублимируется в единственно приемлемый (для текущего состояния её биосистемы) вариант -
повысить выходную мощность биоакустической приставки в виде ротоглотки))
dpmmax
May. 18th, 2018 07:28 am (UTC)
Чёрт, я аж проникся стройностью теории))
(no subject) - brandenburg_900 - May. 18th, 2018 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - artemjan - May. 18th, 2018 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - mijunin - May. 18th, 2018 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - prohogy - May. 18th, 2018 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - realbesamemucho - May. 18th, 2018 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - smokhrov - May. 18th, 2018 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - w_postoronnim - May. 18th, 2018 10:17 am (UTC) - Expand
deidare
May. 18th, 2018 07:23 am (UTC)
Я представляю, что будет, если она предложит учительнице в дурдом сходить) сразу вспоминается фраза из "Иван Васильевич меняет профессию": а вас уже выпустили из сумасшедшего дома?. Тут по-моему будет примерно та же реакция будет.

Edited at 2018-05-18 07:23 am (UTC)
dpmmax
May. 18th, 2018 07:27 am (UTC)
Вот-вот))))
(no subject) - realbesamemucho - May. 18th, 2018 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - 6e_4uvstvo - May. 18th, 2018 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - flat_area - May. 18th, 2018 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 6e_4uvstvo - May. 18th, 2018 12:41 pm (UTC) - Expand
gastrozol
May. 18th, 2018 07:23 am (UTC)
Да . Док . как ты по учителям прошелся... Муж директор школы ( прошел пошагово ). 30 летний стаж . Любимец" младых народов" Терпение адское . меня выдерживает 29-ть А о детях ОН вот так :
к ним можно подходить только с юмором. а иногда и волю-вольную давать !
ОНИЖЕДЕТИ !!!!
dpmmax
May. 18th, 2018 07:30 am (UTC)
Ну не столько прошёлся, сколько попытался объяснить) Поскольку действительно считаю их труд тяжёлым, очень тяжёлым.
(no subject) - gastrozol - May. 18th, 2018 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - May. 18th, 2018 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - w_postoronnim - May. 18th, 2018 10:19 am (UTC) - Expand
bounty_trail
May. 18th, 2018 07:38 am (UTC)
Есть человеческие детенышы (как правило, мужеска пола), которые при затевании возни вообще перестают реагировать на все внешние раздражители, кроме своего оппонента. И есть нехилый шанс что возня может перерасти в членовредительство (ненамеренное, ессесно, просто не расчитали силенки). Поэтому надо пресекать. А как, если тебя не слышат, ну вот буквально, стоит там некто на периферии сознания и что-то там бубнит, а вот прямо тут тушка оппонента, которому надо прямо счас доказать свою альфа-самцовость?

И хорошо если это свои детенышы, их можно банально взять за шкварник и развести/разнести по углам, а если детенышы чужие? Вот и приходится прибегать к звуковому воздействию, чтоб переключить внимание на себя

Эт я как краевед - папаша двух пацанов-погодок говорю. Если драка понеслась - либо физическое воздействие, либо резкий окрик. В любом случае будем иметь две надутых пыхятящих ежиных моськи, но так хоть без синяков и с целыми конечностями.
dpmmax
May. 18th, 2018 08:21 am (UTC)
О, я понимаю)
(no subject) - ancient_silence - May. 18th, 2018 10:47 am (UTC) - Expand
valery_ja
May. 18th, 2018 07:41 am (UTC)
А будет отдельная статья на тему, почему орет мать?
dpmmax
May. 18th, 2018 08:20 am (UTC)
Не решил ещё, а что, нужна?)
(no subject) - valery_ja - May. 18th, 2018 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - w_postoronnim - May. 18th, 2018 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - dummy_bear - May. 18th, 2018 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - ancient_silence - May. 18th, 2018 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - aallaballa - May. 18th, 2018 02:02 pm (UTC) - Expand
vkap
May. 18th, 2018 07:44 am (UTC)
Ещё со своей учёбы в школе осталось ощущение, что психологически благополучные люди надолго в учителях не задерживаются.
dpmmax
May. 18th, 2018 08:20 am (UTC)
Сейчас принято говорить - успешные)
(no subject) - vkap - May. 18th, 2018 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - realbesamemucho - May. 18th, 2018 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - mijunin - May. 18th, 2018 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - vkap - May. 18th, 2018 11:19 am (UTC) - Expand
al_lex_ey
May. 18th, 2018 07:57 am (UTC)
Сам автор никогда ни на кого не кричал?
dpmmax
May. 18th, 2018 08:19 am (UTC)
Было дело.
matildon
May. 18th, 2018 07:57 am (UTC)
У моей внучки "адекватная" спокойная учительница с тихим голосом. Которая не орёт, не ставит в угол и не выгоняет из класса, а просто ведёт урок. В результате в классе стоит непрерывный шум и гам, в котором услышать объяснения могут только сильно желающие, сидящие на первых партах. Остальные же как придётся.
Не помню я такого, чтоб у нас в школе на уроках кто-то разговаривал, выкрикивал с места или отвечал учителю на замечания. И никто не "взорвался". Пар выпускали на переменах. Зато учились хорошо те, кто этого хотел и им не мешали.
tais_thebest
May. 18th, 2018 08:16 am (UTC)
О! И я такую училку знаю. Только знакомая говорит, даже на первых партах не слышно)
(no subject) - dpmmax - May. 18th, 2018 08:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - matildon - May. 18th, 2018 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - fireredd - May. 18th, 2018 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - matildon - May. 18th, 2018 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_bred_show - May. 18th, 2018 12:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - matildon - May. 18th, 2018 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_bred_show - May. 18th, 2018 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fireredd - May. 18th, 2018 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigressee - May. 18th, 2018 09:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - trezvyjgruzchik - May. 20th, 2018 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigressee - May. 20th, 2018 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigressee - May. 20th, 2018 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - senso_n - May. 18th, 2018 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - matildon - May. 18th, 2018 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - senso_n - May. 18th, 2018 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - senso_n - May. 18th, 2018 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - matildon - May. 18th, 2018 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - senso_n - May. 18th, 2018 12:29 pm (UTC) - Expand
muiere
May. 18th, 2018 08:01 am (UTC)
Нууу. Лично я на детей своих орала и даже лупила. Но я не педагог, я просто истеричная мамаша)) А когда так начинает вести себя педагог, ему надо из профессии уходить. Или лечиться, да. Потому что мне вот не нравится, когда на моих детей орет чужая тетка. Хотя, да, они порой заслуживали)))
dpmmax
May. 18th, 2018 08:18 am (UTC)
Я вас понимаю)
chemikus
May. 18th, 2018 08:04 am (UTC)
"Ведь в большинстве своём дети, у которых куча нерастраченной энергии, так или иначе будут пытаться эту энергию как-то сбросить, иначе взорвутся же."


dpmmax
May. 18th, 2018 08:17 am (UTC)
))))))))))))))))))))
tais_thebest
May. 18th, 2018 08:08 am (UTC)
Если учитель не гениален в своем предмете, не харизматичен и психически супер-уравновешен (не знаю, как по-научному), то рано или поздно он сорвется. Потому что дети, особенно современные, реально доставляют. Другой вариант - пофигист: пришел, тихим голосом отбубнил урок и ушел.
dpmmax
May. 18th, 2018 08:17 am (UTC)
Согласен.
(no subject) - dfedbees - May. 18th, 2018 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - tais_thebest - May. 18th, 2018 10:22 am (UTC) - Expand
irinaiz
May. 18th, 2018 08:09 am (UTC)

Дети вообще гениальные, если они собственные

dpmmax
May. 18th, 2018 08:16 am (UTC)
Как обычно.
kuskus_kuskus
May. 18th, 2018 08:37 am (UTC)

Вот про истощение и выгорание всё так, много лет работал с терминальными больными,потом " работа с горем", в итоге,полный раздрай и сейчас я понимаю,что надо было несколько лет назад начать медикаментозную коррекцию, лёгкую,было бы проще и эффективнее ( Вы ссылку на пост про карбамазепин и его друзей не напомните?)

Арёша Капризон
May. 18th, 2018 01:29 pm (UTC)
проблема в том что учителя не имеют авторитета в обществе (а в наше время когда школа утратила монополию на ретрансляцию знания - и подавно). а некоторые умники уверены что авторитет учителю необходимо завоевывать!

но представим себе армию, где авторитет командира тоже необходимо было бы завоевывать? представлять не надо - это уже проходили в 1917 году - русская армия тогда стремительно разложилась.

школа не армия, но тем не менее дисциплинарное учреждение. где помимо прав есть и обязанности. некоторые умники уверены что основная проблема в современной школе - низкая квалификация учителей. и если ее повысить по повысится вовлеченность учеников. черта с два!

черта с два это произойдет без поднятия исполнительской дисциплины учеников. хорошо когда ребенок мотивирован учиться, но большинство такой "врожденной" мотивации не обнаруживают. более того - простые "решения", не требующие интеллектуальных затрат - всегда будут для большинства детей "интереснее".

это заложено в природу человека чей мозг "прожорлив", от того и не мотивирует к энергозатратному образу жизни.

поэтому дисциплина ВСЕГДА будет ВАЖНОЙ частью любого процесса и успеха.
и да - дисциплина НИКОГДА не будет ЕДИНСТВЕННЫМ критерием успеха. следовательно уповать только на дисциплину - глупо.

поэтому если вы хотите иметь качественного учителя помогите ему с адекватными учениками, а не оставляйте один на один с онижедетьми.

Edited at 2018-05-18 01:34 pm (UTC)
(no subject) - matildon - May. 18th, 2018 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marfanikolaevna - May. 22nd, 2018 09:38 am (UTC) - Expand
yurayakunin
May. 18th, 2018 08:45 am (UTC)
Они и в наше время орали.
dfedbees
May. 18th, 2018 09:51 am (UTC)
Орут дерьмовые учителя-верный признак
до 8 кл учился в сельской школе -орали все учителя кроме одной-географички
У неё была железная дисциплина ,очень интересные уроки и вся школа её обожала,уважала и отлично училась по географии

Потом пошёл в физматшколу там было наоборот-все учителя отличные у всех интересно,дисциплина,все были уважаемы,многих любили
И только одна идиотка по биологии которая орала (а нет ещё астроном идиот был) и которую вся школа чимырила и издевалась ,ходили на биологию как в цирк и никто ничего не знал

Орёт = дерьмовый учитель = менять учителя (школу)

Орут они от бессилия потому что не умеют со злом справляться по Ивану Ильину "Сопротивление злу силою"

Орущих учителей дети не уважают (потому что сильнее их духом)
Орущий учитель не способьен ничему научить (потому что слабе детского коллектива и детский коллектив управляет слабым учителем = учёба невозможна
Ну только самообучение наиболее настойчивых)

Edited at 2018-05-18 09:54 am (UTC)
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 254 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com