А медикаментов груды
Мы в унитаз, кто не дурак.
© В.С.Высоцкий
Была у Жванецкого в одном из его искромётных монологов шикарная фраза. Главное – обеспечить всех штанами, а потом будем бороться за то, чтобы их носили. Вот в психиатрии с таблетками дела обстоят похоже.
Бывало, ищешь подходящие препараты, чтобы и голоса глушили, и лучи из космоса экранировали, и убивали соседей, что мешают спать и пускают газ через микродырочки в бетонной стенке. Выбираешь что-нибудь такое, чтобы неприятных побочных эффектов поменьше, или назначаешь корректоры, если не находится соломонова решения. Добиваешься, чтобы жутко дорогое лекарство, не вошедшее в список льготных или имеющееся там, но выписывающееся только после кучи всяких согласований и протоколов, пациенту выдавали бесплатно. А потом выясняется, что он дома кормит им унитаз. И белый санфаянсовый друг отменно психически здоров, у него ни голосов, ни бреда, ни депрессии или мании, чего не скажешь о кормильце.
Да, есть такая специфика отношения к лекарствам у ряда наших пациентов. Причин тут несколько. Одна из главных - особенность самого психического заболевания. Очень часто, и я это не раз подчёркивал, критики к симптомам болезни у человека попросту нет. Иначе бы они не говорили на полном серьёзе о своих постах президентов Галактики, не бомбили бы письмами прокуратуру и ФСБ, добиваясь отмены слежки или кары окопавшейся в подъезде иностранной разведке, не верили бы всему, о чём говорят им голоса, а вприпрыжку бежали бы сдаваться.
Вторая, тоже важная причина - действие самих лекарств, особенно нейролептиков. Ну не сахар, если откровенно. Тут тебе и нейролептический синдром, и набор веса тела, и вялость, и разбитость, и куча всего - иначе давно бы остановились на паре-тройке препаратов и не искали бы новые, более щадящие в плане побочных эффектов.
Ну и третья - общая, кстати, для всех, не только психически больных пациентов - это вывернутая наизнанку логика: если я не пью таблетки - значит, я не болен. При этом пофигу, что за очередным обострением не заржавеет, что процесс у многих вообще-то хронический. Нет. Вот я сам, без ансамбля, бросил принимать лекарства, поскольку есть во мне твёрдая уверенность, что больше такого никогда. Ни-ни.
Если вы полагаете, что всё это особенности нашего отечественного раздолбайства, я вас таки разочарую. Не надо сажать соотечественников на пальму первенства в этом вопросе, там и без нас задумчиво раскачивающегося на ветках народу хватает. И это не считая того факта, что, к примеру, та же шизофрения поистине интернациональна и демократична: ей пофигу, какую нацию и какой класс разить.
Попытки сделать так, чтобы лекарства уж точно принимались, всегда в психиатрии были. В своё время санитарок и медсестёр в нашем уютном учреждении специально обучали, чтобы после приёма таблеток пациенту заглядывали в рот и проверяли: точно ли проглотил? Не спрятал ли под языком или за щекой? Но даже тогда находились умельцы, способные не только спрятать, но и отсортировать таблетки: к примеру, галоперидол - на выброс, а циклодол - сохранить, чтобы накопить несколько штук и потом либо самому побалдеть, либо у товарища-торчка на сигареты сменять. И это в стационаре. А в амбулаторной службе вообще всё сложнее: кто, кроме родственников, пациента дома проконтролирует?
Вот и изобретались такие лекарственные формы, чтобы можно было иметь хоть тень уверенности, что посылка нашла адресата. Те же пролонгированные препараты в инъекциях: галоперидола деканоат, модитен-депо, клопиксол-депо, флюанксол-депо, рисполепт-конста. Но они не всегда решают проблему, да и не всё модно запихнуть в ампулу.
Поэтому в Штатах в конце прошлого года одобрили создание ещё одной формы лекарства. Принцип не то чтобы прост, но довольно интересен: пациент выпивает таблетку арипипразола - о нём я вам рассказывал в одном из постов - а в этой таблетке имеется датчик. А на теле пациента размещается носимый патч, который с этого датчика принимает сигнал и передаёт его далее. Куда? На смартфон самого пациента и на веб-портал для врача. В итоге и пациента этот процесс дисциплинирует, и доктор в курсе: мол, ага, таблетка отчиталась о том, что её употребили.
Не знаю, насколько приживётся такая система у нас. Более того, уверен, что среди наших пациентов найдутся умельцы, способные пересадить принимающий сигнал патч на тот же унитаз, чтобы поддерживать образцовое психическое здоровье своей сантехники. Но каков сам полёт инженерно-врачебной мысли!
Journal information