Продолжу знакомить вас с психиатрической терминологией, поскольку ещё далеко не весь алфавит проработан, ещё далеко не все синдромы с звучными, красивыми названиями показаны. Чтобы долго не искать предыдущие части, дам ссылки на них прямо тут: первая, вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая, седьмая.
Ламбдацизм. Так было решено обозвать врождённый дефект речи, когда нечётко произносится буква Л. Которая в греческом алфавите обозначается, как ламбда. Или лямбда, кому как нравится.
Синдром Ласега. Французский врач Эрнест Шарль Ласег, который практиковал в 19 веке, обратил внимание на пациентов с занятной симптоматикой: пока их глаза открыты, они вполне свободно ходят, делают что-то руками - словом, никаких особых двигательных нарушений у них не наблюдается. Но это пока глаза открыты. Стоит же их закрыть или завязать - и всё, человека словно парализовало. Мол, я должен видеть, что делаю. Когда стали разбираться детальнее, оказалось, что эта симптоматика - одно из проявлений истерии. Ну а кто первый описал - имени того и синдром.
Феномен Липмана. Не раз говорил, что в 19 веке доктора были очень любопытными: дескать, а что будет, если...? Вот и доктор Липман, наблюдая за пациентами с белой горячкой, обнаружил, что если даже тот отпирается и уверяет, что никакие белочки-гномики-ёжики-чёртики к нему не приходили, убедиться всё же стоит. Причём не так, как это делали Ашаффенбург и Рейхардт. Не всегда же под рукой телефон или чистый лист бумаги. А пальчики-то вот они. Достаточно попросить пациента прикрыть глаза, убедительно сказать ему, что сейчас появится котик. Или чертёнок. Или крокодильчик - в общем, что доктор скажет, то и появится. И надавить пальцами - не выдавить, а надавить! - на глазные яблоки. И пациент, открыв глаза, увидит то, что доктор заказал. Доктор тот ещё колдун, да. Причиною тому феномену - повышенная внушаемость пациента в делириозном состоянии плюс готовность галлюцинировать, оставалось лишь задать тему.
Симптом Майера. Ещё о пытливости умов и шаловливости рук психиатров прошлого. Ну хотелось им найти такие методы, чтобы, даже если человек что-то скрывает, можно было выявить - а нет ли тут психического заболевания? Вот один такой способ в своё время использовали. Есть на теле человека одна точка. В медицине её называют точка Мак-Бурнея. Расположена она на границе средней и наружной трети линии, соединяющей правую передне-верхнюю ость подвздошной кости с пупком. Считалось, что если при нажатии на эту точку зрачки у пациента расширяются - значит, надо искать психиатрическую патологию. Насчёт достоверности не поручусь, сразу предупреждаю, но симптом в своё время был описан.
Синдром Манилова. Я полагаю, гоголевского персонажа знают все. В психиатрии же синдромом Манилова называют склонность ряда истерических личностей помечтать о несбыточном, прожекты грандиозные нарисовать - безо всяких, впрочем, дальнейших попыток их воплотить, главное, чтобы все ахнули. Помечтать, представляя себя знаменитостью - медийной ли личностью, политиком ли, учёным или олигархом. Опять же, не предпринимая никаких телодвижений по направлению к сбыче мечт. Представил все плюшки от будущего статуса, убедил себя в том, что это непременно случится - и успокоился. Случится же, чего суетиться-то.
Симптом Мари. В целом очень похож на то, что ныне принято величать топографическим кретинизмом, но если последний мы употребляем, обозначая неспособность найти нужное место без навигатора, то в первом случае человек и с навигатором до цели не доберётся. А виновато во всём поражение затылочных долей головного мозга.
Синдром Мартланда. Описан в первой половине 20 века. Чаще всего приключается с боксёрами: им по голове прилетает постоянно. А в итоге - исподволь, постепенно развивающаяся и прогрессирующая деменция, изменчивость настроения при общем его слегка эйфорическом фоне.
Синдром Мидаса. Нет, способность превращать в золото всё, к чему прикоснулся, так и осталась прерогативой фригийского царя, да и тот пролюбил дар Диониса, искупавшись в речке. А то, бывалоча, возьмёшь с тарелки яблочишко - а оно уже золотое. Сплошное расстройство для пищеварения. Нет, в психиатрии 20 века этот синдром описали у ряда женщин в возрасте 30+. И характеризовался он непреодолимым желанием испытать всю остроту, все новые оттенки ощущений от секса. А то благоверный что-то обленился. А жизнь-то проходит. Вот и ищут дамы себе всё новых партнёров, всё новые приключения на свои вторые девяносто. Или сколько там есть. Не сказать, чтобы болезнь, но посчитали за некоторую сексуальную возрастную дисгармонию.
Симптом Минора. Можете представить, что страх сидит у вас в руке? Или в ноге? Или в языке? Или где-то ещё, а это где-то ещё - в утке, а та в зайце, а тот... А вот у некоторых пациентов так бывает. При эпилепсии. Редко, но бывает. И рассматривается такое ощущение либо как эквивалент ауры перед припадком, либо как сам припадок, стёртый, без судорог.
Морон. От греческого moros, то бишь, глупый, недалёкий. Так некогда называли пациентов с выраженной дебильностью. Сейчас термин употребляют редко.
Синдром Мюнхгаузена. Ну о нём я рассказывал, повторяться не буду, почитать можно здесь.
На очереди следующая порция синдромов.
Journal information