Врач! Взялся за грудь - говори что-нибудь!

— Почему ваша дочь решила выучиться на стоматолога?

— Она всегда мечтала о том, чтобы мужчины смотрели на неё преданными глазами и широко открыв рот.

© Анекдот.

На самом деле, отношение к врачам в ширнармассах всегда было и, скорее всего, долго ещё будет неоднозначным. Посудите сами: с одной стороны — да, эти существа в белых халатах, с холодным сердцем, горячей головой и липкими руками приходят нам на помощь в ситуации, ёмко изложенной известным японским иероглифом «комутохеровато»

С другой стороны — людей всегда будут настораживать действия тех, кому они вверяют свою жизнь. А фиг их знает, что они там с нею наделают! Опять же, эта закрытость, келейность, кастовость, привычка выражаться странными словами... Ладно хоть маски с клювами перестали носить. Вот ближе, ближе надо быть к народу. Разговаривать простым доступным языком. Объяснять, что именно собираются отрезать — а вдруг оно было совсем не лишним?

Вот и Верховный суд России в очередной раз встал широкой грудью на защиту интересов соотечественников. И обязал врачей объяснять пациентам курс их лечения: Тыц

Ситуация на самом деле со стороны выглядит дико. И мужчине, обратившемуся за помощью, можно лишь посочувствовать: и зубов лишился, и импланты ему не смогли поставить. Мне сложно судить, насколько в этом конкретном случае были правы стоматологи — тут я не специалист. Может статься, что по-своему правы обе стороны, но мужика все равно жалко. Но я хочу высказаться по другому поводу. По поводу решения суда, в котором прозвучало требование к врачам объяснять пациенту курс лечения.

Нет, оно вполне понятно, оно напрашивалось не только из хода самого процесса, но и из совокупности всех отношений «врач-пациент» в целом. Помните, я рассказывал про медицину последнего шанса и про то, насколько полно в той клинике дают пациенту всю информацию?

Я лишь хочу сказать о том, что жизнь под решение суда не подгонишь. И что всегда были и всегда будут ситуации, когда выполнить его будет просто невозможно без нарушения других не менее важных условий и законов. Объясню на ряде примеров — вернее, на смоделированных ситуациях, но таких, которые в нашей практике сплошь и рядом.

Ситуация первая. Идёт самый обычный амбулаторный приём в самой обычной поликлинике — хоть нашего профиля, хоть общего, не суть важно. За дверью толпа, все с талонами. И тут доктору попадается пациент с эпилептоидной обстоятельностью мышления, у которого один лишь рассказ о беспокоящих его симптомах начнётся где-то с момента, когда Творец задумал взорвать свою большую петарду на месте нашей будущей галактики. И займет соответствующее время. Думаете, он удовлетворится кратким описанием принципа действия назначенных ему препаратов и ожидаемых от них побочных эффектов? Э нет, весь амбулаторный приём закончится конкретно на этом человеке: больше до конца смены в кабинет уже никто не прорвётся. Утрирую, конечно, но будет очень похоже.

Ситуация вторая. На приёме бабушка или дедушка, без ансамбля родственников, зато с дебютирующим снижением интеллекта и памяти. Вот как думаете, сколько понадобится времени и сил, чтобы все доходчиво втолковать, потом плюнуть и написать все это же на листе бумаги?

Ситуация третья. С пациентом всё в порядке, за исключением того, что он болен — иначе какого бы рожна он тут делал — зато доктор накручен жалобой на него в минздрав, как раз по поводу того, что кому-то чего-то не объяснил. И горит желанием рассказать пациенту все очень подробно: что будет с ним делать, чем потчевать, чего от этого стоит ожидать, чем ему это грозит... А за дверями, повторюсь, очередь.

Ситуация четвёртая. Допустим, доктор все постарался объяснить. Пациент всё постарался понять. Но. В случае, если что-то, с точки зрения пациента, пойдёт не так, за ним всегда остаётся священное право сказать волшебные слова «А я не понял». И пофигу куча его подписей под информированными согласиями и разрешениями на обработку персональных данных. Не понял — и всё тут. Значит, плохо доктор объяснил.

Ситуация пятая, ургентная. Какая-то жуткая катастрофа: авария там, или инфаркт миокарда воот с таким рубцом, вокруг все суетятся, кто-то из родственников пытается пробиться к телу с глупым вопросом, который в схожих случаях обычно задают герою какого-нибудь блокбастера: «Ну как ты в целом?» Подъезжает большая красивая машина с цветомузкой, реанимационная бригада бросается к бедолаге, и тут доктор бригады заводит светскую беседу. Здравствуйте, говорит, меня зовут так-то и так-то, стаж такой-то, учёные степени такие-то, без вредных привычек, не женат, сегодня я буду вашим реаниматологом. Устраивайтесь вот на этих носилочках поудобнее, сейчас я познакомлю вас с коллегами и объясню, как именно будет проходить курс вашего спасения... тьфу ты, лечения! В общем, если доктор не учил скороговорки, то следующий специалист, который навестит пациента, представится примерно так: «Здравствуйте, сегодня я буду вашим патологоанатомом»...

И это ещё далеко не полный перечень таких ситуаций. Я вот к чему. Безусловно, докторам ещё много, долго и интенсивно предстоит работать над отработкой навыков коммуникации с пациентом и способах кратко и ёмко доносить до них всю необходимую медицинскую информацию. Но всегда будут случаи, когда по не вполне зависящим от врачей причинам будет невозможно вписаться в рамки всех законов и инструкций. Разве что заранее уволиться.

promo dpmmax июль 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →