?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 

Этот пост будет недлинным — и сам объём невелик, да и загружать выходные избытком академического материала было бы смело, инновационно и креативно, но вы-то наверняка подумали бы другое и в других выражениях.


 

 

Не буду, пожалуй, останавливаться на трёх типах невнимательности (рассеянность, «невнимательность учёного» и «стариковская рассеянность»), поскольку все они так или иначе будут описаны здесь же, перейду сразу к собственно патологии внимания.


 

Гипопрозексия (hypoprosexia; от hypo- и греч. Prosexis — внимание), её представляют следующие виды:

Истощаемость — уменьшение интенсивности внимания через некоторый отрезок времени, при этом активное внимание быстро себя исчерпывает, сменяясь пассивным. Это как если спринтера заставить рвануть на марафонскую дистанцию. Легче пристрелить из соображений гуманности к исходу первого километра.

Рассеянность внимания — это когда страдает способность длительно сохранять его целенаправленность, способность фиксировать его на заданном объекте; при этом снижается общий объём внимания. Это всё равно что пытаться собрать себя в кучу после суток напряжённой работы.

Отвлекаемость — чрезвычайная подвижность, быстрая смена направленности, сосредоточенности, интенсивности внимания, при уменьшении его глубины. Оно словно порхает с цветка на цветок. Или с кувшинки на кувшинку. Или шарахается по предоставленному объёму в броуновском движении, как толпа школьников на перемене.

 

Гиперпрозексия

(hyperprosexia; Гипер- + греч. prosexis внимание)

патологически усиленная концентрация внимания на отдельных предметах, явлениях, мыслях или ощущениях, при этом усилено преимущественно пассивное, непроизвольное внимание. Часто эта концентрация односторонняя, направленная на то, что беспокоит пациента больше всего — его недомогания, страхи, идеи. Нередко сопровождается таким явлением, как

Тугоподвижность — это когда внимание инертно, прилипчиво, фиксировано, при этом его сложно перенаправить с одного объекта на другой. Оно напоминает авианосец: колоссальный тоннаж, умопомрачительное вооружение, но начать уворачиваться от берегового маяка с одним смотрителем и канарейкой лучше заранее.

Парапрозексия (пара- в данном случае означает не просто около, а скорее мимо) извращение внимания. Не в том смысле, что оно фиксировано на болезненных переживаниях, а в том, что имеется несоответствие ожидания результату. Каким образом? Это когда человек так напряжённо и трепетно ждёт какого-то события, что, когда оно происходит, он уже просто не в состоянии его заметить. Это всё равно что убеждать себя не прозевать приближение поезда и в итоге проделать увлекательный тормозной путь, равномерно распределяясь по ландшафту.

Апрозексияэто когда внимание выключено полностью — как активное, так и пассивное, и привлечь его не представляется возможным. Как правило, в этом случае всё серьёзно, если только перед вами не гуру в состоянии самадхи. Впрочем, у него тоже всё серьёзно, но по другой причине.

Как правило, расстройства внимания не встречаются изолированно. Они входят в симптомокомплекс самой разнообразной психопатологии.

 

 
promo dpmmax july 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…

Comments

( 169 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
(no subject) - strenua_inertia - Dec. 25th, 2010 10:29 pm (UTC) - Expand
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:29 am (UTC)
Я рад, что Вам понравилось!))
rusairo
Dec. 25th, 2010 10:33 pm (UTC)
значит ли это, что каждый, кто намеренно игнорирует некое событие (лишает своего внимания), является нездоровым?
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:34 am (UTC)
Не значит. Симптом - ещё далеко не болезнь.
(no subject) - skurkis - Dec. 26th, 2010 06:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Dec. 26th, 2010 07:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - skurkis - Dec. 26th, 2010 07:07 am (UTC) - Expand
big_black_cat
Dec. 25th, 2010 10:34 pm (UTC)
Как красиво и складно получилось ;)

Ещё бы про причины и методы броьбы... Ну так. Вкратце ;)))
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:37 am (UTC)
Ну, я пока излагаю только симптомы, а лечат всё же пациента, имеющего их совокупность. Да и изложить лечение я смогу только в ограниченном объёме, не касаясь медикаментозных схем. Но, наверное, когда-нибудь попробую.
(no subject) - big_black_cat - Dec. 26th, 2010 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - murrena - Dec. 27th, 2010 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - big_black_cat - Dec. 27th, 2010 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ligist - Dec. 26th, 2010 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Dec. 26th, 2010 03:49 pm (UTC) - Expand
elly_2005
Dec. 25th, 2010 10:40 pm (UTC)
(*смущенно) мне присуща сильная отвлекаемость - настолько сильная, что ЗНАЯ это за собой, я, когда работаю, использую линейку. Или шепчу вслух цифры.

Меня это перестало беспокоить, когда я встретила женщину, использующую похожие приемы на работе.
Но все-таки... может, упражнения есть какие-то? хотела бы поупражняться в более устойчивом внимании.
(Ежедневник, напоминалки - все это присутствует в моей жизни)

Когда-то читала об упражнении "медленно, по одной доставайте спички из коробка и так же медленно, по одной положите их обратно". Оно "про это"?
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:40 am (UTC)
Это может присутствовать при астении (переутомление, недосып), и как врождённая особенность, плюс как их сочетание. Прочие причины, как менее вероятные в Вашем случае, я не привожу. Упражнение из этой области, да.
(no subject) - elly_2005 - Dec. 26th, 2010 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - dpmmax - Dec. 26th, 2010 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - iron_bug - Dec. 27th, 2010 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - big_black_cat - Dec. 27th, 2010 04:04 pm (UTC) - Expand
спасибо - elly_2005 - Dec. 27th, 2010 05:35 pm (UTC) - Expand
Re: спасибо - iron_bug - Dec. 27th, 2010 07:18 pm (UTC) - Expand
brontazjavra
Dec. 25th, 2010 10:53 pm (UTC)
Самадхи
Спасибо за не только увлекательные, но и познавательные статьи!
Можно подробнее про "гуру в состоянии самадхи"? Очень интересен профессиональный взгляд на подобные явления.
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:41 am (UTC)
Re: Самадхи
Возможно, ещё буду этого касаться, пока не уверен.
ljubashin_bred
Dec. 25th, 2010 10:54 pm (UTC)
Спасибо, очень познавательно :)))
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:42 am (UTC)
Спасибо за интерес!))
(no subject) - ljubashin_bred - Dec. 26th, 2010 09:27 am (UTC) - Expand
horoshienovosti
Dec. 25th, 2010 11:02 pm (UTC)
что-то мне сдается, что это различные описания методик медитации, разве нет?
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:43 am (UTC)
Нет, я бы не сказал.
(Deleted comment)
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:43 am (UTC)
:-)
lazy_vampire
Dec. 25th, 2010 11:19 pm (UTC)
А печально известная интернет-сообществу прокрастинация случайно не какой-нибудь дальний родственник всего этого?
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:47 am (UTC)
Она включает в себя переключение внимания с проблемы на менее значимые, но более нейтральные вещи, но сама по себе относится больше к эмоционально-волевой сфере. Фрейд бы усмотрел в ней элемент вытеснения, пожалуй.
alternica
Dec. 25th, 2010 11:58 pm (UTC)
А как же от проблем с вниманием избавляться? Порой накатывает просто ужасная рассеянность.
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:48 am (UTC)
Если только это не поражение головного мозга - то, скорее, астеническое, следовательно - отдыхать полноценно и давать мозгу пищу не только духовную, но и полноценно-витаминную))
sticky_daemon
Dec. 26th, 2010 12:39 am (UTC)
Чет я нашел у себя вообще все перечисленное... Ну а собсно ожидаемо - 4 года я не спал нормально, иногда вообще не сплю по 2-3-4 суток. Меняться надо.
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:49 am (UTC)
Да, на фоне астенизации такое вполне закономерно.
rivedere
Dec. 26th, 2010 01:02 am (UTC)
Доктор, вы невероятны! Я в диком восторге от ваших фраз.

"это было бы смело, инновационно и креативно" - напомнила мне замечательный совет хорошего человека: "А ты не говори "дура", скажи "ах, вы такая странная" :)"


"Оно словно порхает с цветка на цветок. Или с кувшинки на кувшинку." - я в восхищении как изящно ритмика фразы передает смысл.

"Или шарахается по предоставленному объёму в броуновском движении" - о, да, да, это тоже из хронических повествований, но, к счастью не о моем детстве :D

"Это как если спринтера заставить рвануть на марафонскую дистанцию. Легче пристрелить из соображений гуманности к исходу первого километра" - наконец, наконец, мои хронические повествования про тяжелое детство на легкой атлетике обрели лаконично-исчерпывающую форму.

"уворачиваться от берегового маяка с одним смотрителем и канарейкой" !

"проделать увлекательный тормозной путь, равномерно распределяясь по ландшафту" тянет на фразу бестселлер вашего поста.
Но имеет более чем серьезного конкурента в лице "гуру в состоянии самадхи".

"Впрочем, у него тоже всё серьёзно, но по другой причине".

Спасибо, я тащу все к себе в запасники, вы чудо как хороши *)
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:50 am (UTC)
Спасибо за Ваш отзыв! Я рад, что Вам понравилось))
(no subject) - zlobny_troll - Dec. 26th, 2010 01:17 am (UTC) - Expand
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:52 am (UTC)
Это когда как. Когда переутомление и истощение, когда - сосуды, когда - последствия травм или интоксикации, а порой - собственно психическое заболевание.
(Deleted comment)
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:53 am (UTC)
Я и говорю, что у гуру - другое)))
(Deleted comment)
(no subject) - dpmmax - Dec. 26th, 2010 07:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - lupuz - Dec. 26th, 2010 08:27 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - lupuz - Dec. 26th, 2010 09:51 am (UTC) - Expand
mszappata
Dec. 26th, 2010 01:59 am (UTC)
Смело, инновационно, креативно - буду теперь так ругаться. Сдаётся мне, что это можно заранее сказать про то, что покажут по ТВ в новогоднюю ночь.
dpmmax
Dec. 26th, 2010 06:53 am (UTC)
)))))))))))))))
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 169 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com