Category:

Будучи в здравом уме, твёрдой памяти и не за рулём

Та самая норма, если мы говорим о психическом состоянии человека, настолько изменчива и имеет столь широкие границы, что психические заболевания, при всём их многообразии, скромно жмутся по углам и нервно курят в сторонке. В границах же этой нормы — много ли за всю жизнь человека наскребётся часов и дней, когда можно считать, что он действительно в здравом уме, твёрдой памяти и не изменённом сознании?

Особенно выделю последний пункт. И снова подчеркну, что да, всё происходит в границах нормы. Но при этом человек то, будучи ребёнком, часть времени проводит в мире своих игр и фантазий, то у него пубертат, когда гормон пришёл — мозги ушиблись, то он влюблён, то ненавидит, то просто пьян, то жутко голоден или дико не выспался, то носит в себе какую-то светлую идею или снедаем муками творчества, то слегка (умеренно, тяжело, нужное подчеркнуть) беременный, и снова гормон давит на мозг, то у него кризис среднего возраста, то он устал от жизни, то ещё жив, но на кладбище уже ставят прогулы... 

Ах да, если даже вы щедро минусовали эти моменты из общего количества лет, не забудьте вычесть из сухого остатка ещё и те часы, когда (если, конечно, есть права и машина) человек был за рулём. Почему? Да всё по той же причине: пребывание за рулём тоже меняет сознание. У кого-то больше, у кого-то едва заметно, но меняет. Помните фразу водителя из фильма «Брат»: «Ну были же люди как люди!» Как именно и почему это происходит? Давайте разберёмся.

1. Иллюзия анонимности. Пусть не у всех авто стёкла тонированные, но даже прозрачное стекло действует словно маска на карнавале: это не я, это некий абстрактный, усреднённый, обезличенный водитель машины. А раз аноним, то почему бы не позволить себе чуть больше? В конце концов, одно дело поковыряться в носу, будучи пешеходом: может, ничего и не скажут, но смотреть-то будут именно на тебя. Другое дело в машине. Скорее всего, никто и не заметит, а если и заметит — это был не конкретный я, а абстрактный некто за рулём. А раз так, то можно позволить себе не только в носу поковыряться. А уж обматерить от души кого-то, кто, на твой взгляд, нехорошо едет или решил перейти дорогу не там где положено — так святое же дело! 

2. А я в домике (или в танке)! Можно ещё назвать этот фактор иллюзией защищенного личного пространства. Иллюзией, которая работает даже с «Окушкой» или «Матисом», не говоря уже о каком-нибудь кроссовере или джипе. Всё просто: ты внутри, в закрытом и относительно защищённом пространстве, а они все снаружи. Нет, теоретически (и даже порой практически) может найтись некто, готовый попытаться выковырять тебя наружу или пойти на таран — но редко, очень редко. И вот эта малая вероятность получить по шее... она расхолаживает. Не то чтобы совсем бессмертным помогает себя почувствовать, но толкает порой на такие поступки, которые, будучи вне автомобиля, вряд ли бы себе позволил. Рискованно обогнать, подрезать, обойти по обочине — да мало ли! 

3. Транс от процесса езды. Да, этот фактор тоже не стоит скидывать со счетов. А это действительно транс. Он идеален, когда под колёсами пустое шоссе, и впереди нет ни светофоров, ни камер, ни постов ГИБДД. Он приобретает совершенно иной окрас, когда на дороге появляются участники движения, передвигающиеся чуть медленнее или чуть быстрее. Он особенный, когда масса машин ползёт в пробке. Он бывает метеозависим в своих оттенках, смотря какая погода за стеклом: жара ли, снег, дождь или весенняя каша на дороге. Но он затягивает.

4. Эгрегор бренда и модели. Сразу скажу: действует не на всех. Либо действует на многих, но многие стыдливо (или гневно) сие действие отрицают. Но оцените свои ощущения от езды за рулём «Оки» или «Запорожца». А потом сядьте за руль «Тойота Тундра». Или «Гелендвагена». Или «Бентли», чего уж стесняться. Причем представьте. что это не тест-драйв, а вы — владелец. Чувствуете кое-что, помимо конструктивных особенностей и эргономики? Вот только честно: чувствуете?

Возможно, я перечислил не все факторы — если есть чем дополнить, дополните, буду лишь признателен. Но то, что и автомобиль, и сам процесс вождения меняют (пусть лишь на время поездки, но тем не мене) сознание — это факт.


P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное — внимательный и корректный психиатр — обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации — большинство коллег ведут онлайн-приём. 

P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене — вдруг кому удобно смотреть их там

promo dpmmax март 15, 09:29 40
Buy for 700 tokens
Думаю, имеет смысл написать вкратце о том, какие книги уже написаны и повеселить мироздание своими планами на те, что ещё в проекте. Пусть будет этакий короткий вадемекум. На самом деле их меньше, чем на заглавном фото — строго говоря, всего-то семь. Четыре…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →