dpmmax

Categories:

Водитель: эволюция психологического портрета с 70-х прошлого века по 20-е нынешнего

Сразу скажу, что это не более (но и не менее) чем мои собственные наблюдения, не имеющие статус сколь-либо официальный. Поэтому, если есть желание опровергнуть, дополнить, поделиться своими личными выводами — силь ву пле, господа хорошие, силь ву пле.

Многие закономерности на то закономерности и есть, что работают вне зависимости от того, кто их сформулировал и как мы к этому человеку относимся. Будь то Архимед с его телом, впёрнутым в воду, Изя Ньютон с его «как аукнется, так и кукукнется», или Карл Маркс с утверждением, что битие определяет сознание. Ведь определяет же? 

Так и в случае с водителями. Жизнь бьёт — где ключом, а где и монтировкой — и десятилетие за десятилетием меняется не только общество, но и облик шофера, демонстрирующего определённый его, этого общества, срез.

Итак, 70-е — 80-е годы прошлого столетия. Общий тон задают профессиональные шоферы (вернее, шофера, как они бы наверняка поправили). И в формировании их психологического портрета немалую роль играет социальный лифт самой профессии. То есть, одно дело крутить хвосты коровам где-нибудь в деревне или крутить гайки на заводе, и совсем другое — баранку машины с мощным мотором. Сразу чувствуется некая элитарность положения. И тут же грудь колесом, пальцы веером и все ёжики на «вы». И этакая лёгкая, но хроническая усталость героя, который эти тонны груза будто бы не на машине вёз, а на своём горбу, но всё же привёз, и теперь вы уж как-нибудь сами. По отношению к любым другим участникам дорожного движения ведёт себя подобно истинному альфа-шоферу: рождённый ползать, куда ты лезешь! То есть, в общем тренде преобладает облик эмоционально неустойчивого психопата.

Автолюбители этого периода в чём-то стараются профессионалам подражать. Но с заметной поправкой. Дело в том, что (особенно в провинции) автомобиль, будем уж откровенны — это роскошь. Это престиж. Фетиш, если хотите. Воплощение семейной мечты, наравне с квартирой и дачей. С пониманием, что, скорее всего, это один раз и на всю жизнь. Поэтому хозяин его бережёт, гордится и если есть свободная минута, то сами понимаете. Ага, как кот. Потому и на дороге лихачит заметно реже, чем профессионал, но за царапину или, не дай бог, вмятину порвёт любого. Привычно ругает наглецов на грузовиках и хамов-таксистов. Ещё интереснее наблюдать (это вообще надо читать голосом Дроздова) за поведением водителей-аксакалов из сёл или союзных республик, где машина — это, как некогда породист жеребец, прежде всего показатель статуса, и каждый выезд подобен театральному представлению, со своими собственными правилами и ритуалами.

90-е годы прошлого столетия. Автомобиль уже не в дефиците, как товар, но поди-ка его ещё приобрети. Ах, где мне взять такую тёщу, чтобы купила «Жигули»... За подержанную «Тойоту» вполне можно выменять трёшку в хорошем районе. Но главное даже не это. Главное — сам общий настрой. Некая идея, что надо срочно что-то предпринять, чтоб раз — и в дамки. Верне, в миллионеры. Где бы ещё так хапнуть, чтобы потом всю жизнь уже не работать, а вальяжно распоряжаться доходами. О том, чьи бандиты круче, спорят, кажется, даже коллективы оркестров и сотрудники НИИ. 

Соответственно, и поведение на дороге становится иным. Более нетерпимым. Это же я крутой, а вы все гвардейцы кардинала! Не дать влиться в общий поток из кармана или проезда, обойти через сплошную по встречке, подрезать, подставить — это становится чуть ли не нормой поведения — и облик эмоционально неустойчивого психопата за рулём быстро апгрейдится до облика психопата возбудимого, эксплозивного. Как там у таксиста в «Брат-2»? Ну были же люди как люди! Всё больше юных водителей на дорогах — что называется, «играй, гормон». Взрывными темпами растёт количество женщин за рулём — нет, они водят не хуже и не лучше, но градус соревновательности повышается. Формируется особая прослойка водителей маршрутных такси, где стиль езды диктуется как необходимостью сдать план за определённое количество рейсов, так и, в некоторой степени, национальными особенностями: маршрутка — розовая мечта гастарбайтера.

К настоящему времени, к 20-м годам нынешнего столетия, ситуация постепенно меняется. Автомобиль все больше становится средством передвижения, хотя элемент статусности ещё сохраняется — во всяком случае, для ряда марок и брендов. Более-менее отработанная система страхования тоже снижает накал страстей при ДТП, хотя имеется и обратный эффект: задеть соседа на дороге уже не так боятся. Но главное, на мой взгляд, происходит в общем настрое: угар всеобщего предпринимательства прошёл, розовые очки со значками долларов и евро в поле зрения то ли сломались, то ли потерялись, и постепенно пришло понимание, что надо просто работать. А там уж как повезёт. 

Заметно падает градус пассионарности и демонстрируемой вовне эмоциональности, зато растёт расчётливость и рациональность. В том числе и в манере вождения — во всяком случае как общий тренд. Нет, по-прежнему и на светофоре резко стартуют, и скорость превышают, и чудеса на виражах показывают — но уже не столь рьяно. Наоборот, заметно чаще стали уступать пешеходам (да, тут и ГИБДД постаралась, но стали же), стали пускать в свой ряд при перестроении из соседнего, стали давать выехать из кармана в общий поток — в целом, вежливость стала цениться больше. 

Вот такие наблюдения, если вкратце. А у вас самих какая картина в динамике сложилась?


P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное — внимательный и корректный психиатр — обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации — большинство коллег ведут онлайн-приём. 

P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене — вдруг кому удобно смотреть их там

promo dpmmax july 20, 2015 22:54
Buy for 700 tokens
Опыт сотрудничества с рекламодателями у нас богатый, и мы не планируем его прекращать. Среди заказчиков - такие замечательные компании, как Связной Трэвел, PEUGEOT, HILL'S, СПОРТМАСТЕР, Министерство туризма Швейцарии, PHILIPS и многие другие. Читателей у журнала много, и мы стараемся подавать…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →