При рассмотрении структуры аффективных синдромов (от лат. affectus – то есть душевное волнение, страсть) принято ориентироваться на три основных параметра:
полюс аффекта — депрессивный, маниакальный или смешанный;
состав, структура синдрома — типичный или атипичный, простой или сложный, гармоничный или дисгармоничный;
глубина, сила проявления — психотический или непсихотический уровень.
С типичными синдромами всё более или менее просто, для них характерны триады. Это
Депрессивная триада
пониженное настроение
замедленное по темпу мышление
двигательная заторможенность и гипобулия (могу ли я? Хочу ли я? Оно мне надо?)
Маниакальная триада
повышенное настроение
ускоренное по темпу мышление
двигательное возбуждение и гипербулия (ох как могу! Эх, как хочу! Всего, и побольше!)
Как бы то ни было, именно настроение — основной, ведущий симптом. Да, могут быть идеи собственной наполеоноподобности при маниакальном синдроме и собственной же планктонообразности и кабысдохнутости при депрессивном, желания и влечения — соответственно игого или бугага, а также намерения или попытки покинуть бренный мир при депрессивном аффекте. Но это будут дополнительные, или факультативные синдромы. То есть они могут присутствовать, а могут и нет.
Эталоном типичного маниакального или депрессивного синдрома вполне могут выступать таковые при эндогенном психозе — скажем, МДП (хорошо, хорошо, пусть будет БАР) И, раз уж речь зашла об эндогенности, стоит упомянуть характерные для неё признаки: во-первых, суточные колебания (утро добрым не бывает!), когда субъективно человек себя чувствует лучше во второй половине дня, нежели с утра, а во-вторых, триада Протопопова:
учащение пульса
расширение зрачков
склонность к запорам.
Это обусловлено сбоем работы вегетативной нервной системы, с преобладанием тонуса её симпатической части. Нарушения менструального цикла, изменение веса тела — это уже вдогонку, равно как и сезонность (ну, хотя бы просто периодичность) и аутохтонность (от греч. autochthon — местный, тут рождённый) — то бишь само по себе, а не всякие сволочи расстроили.
Для атипичного аффективного синдрома будет характерно то, что на первый план будут выходить не основные, а факультативные признаки (тревога, страх, обсессивные, или навязчивые, явления, галлюцинации либо дереализация с деперсонализацией и пр.)
Для смешанного аффективного синдрома свойственно присоединение к основным признакам из одного аффекта какого-нибудь одного из противоположной триады: например, ажитированная депрессия (когда положена была бы заторможенность) или маниакальный ступор (когда следовало бы ожидать возбуждения).
К аффективным синдромам непсихотического уровня относят субаффективные синдромы — гипоманию и субдепрессию.
Когда же речь идёт о сложных аффективных синдромах, то имеют в виду их сочетание с синдромами из других, не относящихся к аффективным, групп: маниакально-бредовый, депрессивно-бредовый, депрессивно-галлюцинаторный, депрессивно-параноидный, депрессивно- или маниакально-парафренный и прочие страшные выражения, способные надолго ввести слушателя в субступор.
Далее коснёмся каждой из групп аффективных синдромов — депрессивных, маниакальных и смешанных.
Journal information