О маскированных депрессиях я уже рассказывал, поэтому не буду повторяться, просто дам ссылку: dpmmax.livejournal.com/2010/07/19/
Простые атипичные
депрессии. От
классической депрессии они отличаются
тем, что на первом месте у них присутствуют
и доминируют один-два дополнительных,
факультативных симптома, по которым они и называются,
а не классическая депрессивная триада,
отдельные симптомы которой либо
отсутствуют, либо стёрты и мало выражены.
По тому, какие из факультативных симптомов
преобладают, и принято называть простую
атипичную депрессию. Не забываем, что
сглаженность и неяркая выраженность
депрессивных симптомов не означают,
что атипичная депрессия безобидна:
уровень психотический, не стоит этого
забывать. Как и маскированная, она всегда
может внезапно изменить своё течение,
усугубиться и даже привести к суициду.
Но вернёмся к разновидностям.
Адинамическая депрессия. Симптомы схожи с таковыми при одноимённой субдепрессии, но вялость, бессилие и отсутствие побуждений более глобальны и всеобъемлющи; сил не просто нет — их словно бы никогда и не было, и не предвидится в принципе; а способностью удерживать занятые горизонтальные поверхности пациент вполне может поспорить с полипами Большого Барьерного Рифа. Не забываем также о признаках эндогенности (утром хуже, вечером лучше, плюс триада Протопопова, плюс сальные волосы и кожа лица).
Анаклитическая депрессия (depressio anaclitica; греч. anaklitos прислоненный, опирающийся). Её можно встретить у детей в возрасте от 6 до 12 месяцев, которым по какой-то причине пришлось расстаться с матерью, и условия их жизни далеки от нормы. Такие дети заторможены, погружены в себя, отстают в развитии, их ничто не радует, они не смеются, плохо едят.
Ангедоническая депрессия. От чего в жизни вы привыкли получать удовольствие? Представили? А теперь представьте, что есть и достойнейшие представители противоположного пола, и изысканные напитки, и возможность пройтись по магазинам, причём не вприглядку, а по-взрослому, но... Секс представляется набором бессмысленных гимнастических упражнений, жидкость в бокале просто туманит мозг, но не имеет того, прежнего, вкуса, запаха и игры, а покупки просто потеряли смысл, поскольку ничего, кроме подсчёта потраченного и перечня приобретённого, мозг от этого занятия не получает. Не говоря уже о воздушных шариках, которые впору возвращать обратно в магазин — не радуют!
Анестетическая депрессия. Как и анестетическая субдепрессия, протекает с мучительным осознанием того, что чувств нет — к родному ребёнку, к родителям, к супругу или супруге. Должны быть, но на их месте зияет болезненная дыра. Плюс, опять же, признаки эндогенности.
Астеническая депрессия, или астено-депрессивный синдром. Похож на астено-субдепрессивный, но, помимо того, что расстройства настроения интенсивнее и глубже, а утомляемость и истощаемость проявляются при любой, мало-мальски заметной без микроскопа, деятельности, интересно то, что астенические признаки (когда с утра всё более-менее, но чем позже, тем хуже, поскольку весь устал) наслаиваются на эндогенные, когда плохо с утра, а к вечеру немного отпускает. В итоге равномерно плохо весь день.
Витальная депрессия. От латинского vita, жизнь. Если точнее, основой названию послужил синдром витальной, или предсердечной тоски — той самой, раздирающей, расцарапывающей грудь, рвущей сердце — с ощущениями именно физической боли в груди, от которой ничто не помогает.
Ворчливая депрессия. Можно даже не расшифровывать, основной симптом — ворчание, брюзжание, недовольство всем — начиная с правительства и заканчивая личным генотипом.
Дистимическая депрессия. Она, как правило, не дотягивает до критериев собственно депрессии, поскольку основной её симптом — это сниженное настроение. Но! Оно длится месяцы и годы, с краткими (день, неделя) тайм-аутами на более-менее приемлемое состояние. При этом внешних причин для такого настроения, вроде бы, нет. Или же где-то в прошлом есть какая-то травма или утрата, но времени прошло столько, что все сроки для реактивной депрессии давным-давно вышли.
Дисфорическая депрессия. При ней мрачное настроение носит взрывоопасный оттенок подавленно-озлобленного, неприязненного, недовольного всем и вся — вот вами, к примеру, вот так и съездил бы по наглой довольной роже.
Ироническая депрессия. Это депрессия со скорбной улыбкой на устах, с горькой иронией к себе самому и, что делает эту депрессию довольно опасной — с готовностью вот так вот, улыбаясь, уйти из жизни. Риск суицида при ней довольно высок.
Выделяют также слезливую депрессию, с преобладанием слезливости и слабодушия, и тревожную депрессию, с преобладанием тревоги на общем тоскливом фоне.
Сложные атипичные депрессии. В их структуре сочетаются депрессивные симптомы и синдромы из других психопатологических групп (параноидный, парафренный).
Наиболее часто встречаются:
Депрессивно-параноидный синдром, когда депрессия сочетается с бредом (хотят убить, отравить, трижды расстрелять в особо извращённой форме — какое тут веселье?).
Депрессивно-галлюцинаторно-параноидный синдром, когда, помимо всего прочего, имеют место и галлюцинации, лишь укрепляющие пациента в убеждённости, что всё плохо (слышны голоса и топот копыт Дикой охоты, чуется запах газа, который уже начал проникать в помещение, слышен инфернальный голос, который говорит обидные, но в целом справедливые пакости).
Депрессивно-парафренный синдром, когда депрессия есть, бред есть, но главная особенность — это характер бреда: он фантастический, он с размахом, его масштабы поражают воображение — это космические, апокалиптические и эпохальные события с пациентом в главной роли. Как правило, виновника или потерпевшего. В любом случае, страдать ему вечно, много и за дело.
P.S. Теперь можно глубоко выдохнуть: на очереди маниакальные и смешанные синдромы.
Journal information